оспаривание решения



Дело №2- 4840/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 сентября 2011г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска

в составе: председательствующего Сидоренко ЕА

при секретаре Буровой ВЮ

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Швигар ОИ об оспаривании отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

У С Т А Н О В И Л:

Швигар ОИ обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Ссылается на то, в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Предусмотренный данной статьей порядок предоставления земельного участка включает в том числе и такую процедуру, как опубликование сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого земельною участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании.

4 февраля 2011 года в газете «<данные изъяты>» опубликовано сообщение, в котором администрация <адрес> сообщает о выборе земельного участка под строительство жилого дома по адресу: <адрес>».

Заявитель 24.02.2011 года подал заявление в департамент градостроительства администрации <адрес>. В заявлении просил согласовать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>

23.03.20011 года управление архитектуры администрации <адрес> отказало заявителю в предоставлении земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>

Отказ №4348 от 23.03.20011 года управление архитектуры администрации <адрес> мотивировала тем, что во-первых, правилами землепользования и застройки <адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне перспективного развития, во-вторых, испрашиваемый земельный участок расположен за границами жилого квартала на территории общего пользования.

С данным отказом не согласен по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ст.28 Приложения «О Правилах землепользования и частройки <адрес>, утвержденного Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-306 - Зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для планируемого размещения объектов капитального строительства. Следовательно, в части Правилами предусмотрено осуществление на земельном участке в территориальной зоне перспективного развития индивидуального строительства.

Однако администрация <адрес> подает сообщение в средствах массовой информации о предоставлении указанного земельного участка, тем самым указывая на то, что на данном земельном участке возможно строительство индивидуальных жилых домов, а также то, что земельный участок свободен от прав третьих лиц и не может являться территорией общего использования.

Полагает, что его право по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства нарушено. Департамент градостроительства незаконно отказал ему в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на нормы права, которые не регулируют данные правоотношения.

В соответствии со ст. ст. 30.2, 38.1, 38.2 ЗК РФ законодатель выделяет особое правовое регулирование отношений по предоставлению земельных участков для жилищного строительства, которое направлено на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации.

Гражданину нужно для проживания жилище, указанное право закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Это право согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения, т.е. его нельзя передать другому лицу или отказаться от него. Такие права называют естественными, законодатель относит право на жилище, в том числе, к социально-экономическим правам.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем.

Право на жилище обеспечивается, в том числе, путем предоставления земельных участков под строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Закрепление в Конституции права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что можно быть произвольно лишенным этого права, путем незаконного отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка под строительство этого жилища.

Права на жилище соответствуют обязанности государства и муниципальных органов, предоставлять, прежде всего, гражданам, которые изъявили желание сами выстроить свое жилище, земельные участки под индивидуальное строительство, тем самым, гарантируя устойчивость, стабильность осуществления конституционных прав гражданина.

Просит суд признать отказ от 23.03.20011 года управления архитектуры администрации <адрес> в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес> <адрес> незаконным, устранить допущенные нарушения его прав путем опубликования в официальной печати сообщения о приеме заявления Швигар ОИ о предоставлении ему в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес> без проведения торгов, признать за право на получение аренды - за плату земельного участка, расположенного <адрес> общей площадью кв.м, для индивидуального жилищного строительства и обязать ответчика предоставить ему указанный земельный участок путем издания соответствующего распоряжения.

В судебное заседание заявитель Швигар ОИ не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель Управления архитектуры администрации <адрес> ОС, доверенности в деле, заявление считает необоснованным. Суду пояснила, что в соответствии с Генеральным планом <адрес> данный земельный участок располагается в районе перспективного развития, где основным видом использования является размещение линейных объектов. Таким образом, размещение индивидуальных жилых домов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено перспективами развития <адрес>, Правилами землепользования и застройки <адрес>. Строительство индивидуальных жилых домов на данном земельном участке является условно разрешенным видом землепользования, который может быть разрешен при соблюдении установленной нормативными актами процедуры. Предоставление земельных участков с условно разрешенным видом использования возможно с соблюдением порядка, установленного ст.30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится за пределами красных линий квартала на землях общего пользования, что исключает его предоставление. Более того, на данном земельном участке находятся объекты недвижимости. Согласно кадастрового паспорта земельного участка его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены и определены относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ссылки заявителя на то, что 4 февраля 2011 года в газете «<данные изъяты>» опубликовано сообщение, в котором администрация <адрес> сообщает о выборе земельного участка под строительство жилого дома по адресу: <адрес> не со Администрация <адрес> не принимала решение о опубликовании сообщения о выборе данного земельного участка под строительство жилого дома, не состоятельны. На запрос Управления архитектуры в редакцию газеты «<данные изъяты>» получен ответ, из которого следует, что данное объявление было размещено Куконковой МА.

Просит в удовлетворении заявления отказать.

Заинтересованные лица Департамент градостроительства администрации <адрес>, Администрация <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.

С учетом мнения представителя Вильховской ОС, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц в силу ст.252 ГПК РФ.

Выслушав представителя Вильховскую ОС, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать в силу следующего.

24.02.2011г. заявителем подано в Департамент градостроительства администрации <адрес> заявление о согласовании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес> согласно приложенной заявителем схеме, при этом не указано право, на котором просит заявитель согласовать земельный участок и обоснование примерного размера земельного участка, что необходимо в соответствии с п.3.1.2 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 473, действовавшем в момент обращения.

Градостроительной комиссий Департамента градостроительства администрации <адрес> принято решение ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земельный участок по <адрес> является зоной перспективного развития (П.Р.), основным видом разрешенного использования территориальной зоны является размещение линейных объектов, размещение жилых домов – условный разрешенный вид использования. Запрашиваемый земельный участок расположен за границами квартала. Управлением архитектуры администрации <адрес> заявителю дан соответствующий ответ от ДД.ММ.ГГГГ , который оспаривается заявителем.

Согласно п.п.8,10 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются в том числе на следующих принципах:

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи ( в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Ст.37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

В силу ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п.п.1 п.4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном данной нормой, в том числе предусматривает проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

Таким образом, предоставление земельного участка для строительства осуществляется либо с проведением торгов (конкурсов, аукционов) либо без проведения таковых в случае поступления только одной заявки. При этом торги и предварительная и заблаговременная публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков для строительства в случае, если имеется только одна заявка, осуществляются только после проведения работ по формированию земельного участка и определения разрешенного использования земельного участка в соответствии с приведенной нормой.

Однако заявитель просил предоставить земельный участок, который не сформирован, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 25.06.2010г. №243У/10-151479, выбран по усмотрению заявителя. При этом, как указано, предоставление сформированного земельного участка с разрешенным использованием осуществляется либо на торгах (конкурсах, аукционах) либо после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Кроме того, п.2 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. При этом, согласно п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, но при этом в случае принятия решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании.

П.2 ст.38.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Таким образом, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не может осуществляться в силу закона произвольно и только на основании выбора земельного участка заявителем.

Испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта <адрес>, в связи с чем относится к землям населенных пунктов в соответствии с ч. 1 ст. 83 Земельного Кодекса Российской Федерации и может быть использован исключительно под застройку и развитие населенного пункта.

Согласно п.2 ст.85 Земельного Кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п.4 ст.85 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращений) реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Согласно ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации ( в редакции, действовавшей на момент обращений) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;

территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;

В соответствии со ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.

Земельный участок находится в зоне перспективного развития согласно Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-306.

В соответствии со ст.48 Правил землепользования и застройки <адрес>", утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-306, зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для планируемого размещения объектов капитального строительства.

В зонах перспективного развития допускается размещение линейных объектов, жилых, спортивно-оздоровительных, производственных, коммунальных и складских объектов, детских учреждений, а также объектов социального, коммунально-бытового назначения, торговли, образования, здравоохранения и иных объектов, предусмотренных настоящей статьей.

Основной вид разрешенного использования: размещение линейных объектов, условно разрешенные виды использования: размещение жилых домов;

В силу п.6 ст.6 Правил предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. П.2 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях и на основании заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Согласно п.3.1.5 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес>, утвержденного Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 473, действовавшего на момент принятия оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ, несоответствие предполагаемого размещения индивидуального жилого дома градостроительным нормам и правилам, несоответствие его функционального назначения градостроительному регламенту территориальной зоны, является основанием для отказа в размещении объекта.

Поскольку основным видом использования испрашиваемого земельного участка размещение жилых домов не является, то предполагаемое размещение индивидуального жилого дома не соответствует градостроительным нормам и правилам, его функциональное назначение не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, а разрешение на условно разрешенный вид использования принимается в установленном выше порядке и на основании заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию, которое заявителем не подавалось, то суд считает, что заявителю обоснованно отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Доводы заявителя о том, что 4 февраля 2011 года в газете «<данные изъяты>» опубликовано сообщение, в котором администрация <адрес> сообщает о выборе земельного участка под строительство жилого дома по адресу: <адрес> суд находит не состоятельными. Факт публикации администрацией <адрес> сообщения о выборе земельного участка для строительства представитель Вильховская ОС отрицает. Согласно ответа на запрос Управления архитектуры в редакцию газеты «<данные изъяты>» получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что данное объявление было размещено Куконковой МА.

Кроме того, заявителем не был определен предмет требований : не указано какой орган местного самоуправления следует обязать допущенные нарушения путем опубликования в официальной печати сообщения о приеме заявления заявителя, не указано какой орган местного самоуправления следует обязать предоставить ему указанный земельный участок путем издания соответствующего распоряжения. Определить предмет требований заявителю было предложено судом в определении о возбуждении производства по делу от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В силу изложенного оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении предъявленных Швигаром ОВ требований отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Федеральный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: