о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-6177/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска

В составе: председательствующего Сидоренко ЕА

С участием прокурора Палиенко ЕВ

При секретаре Терещенко КА

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Пигалова МВ к администрации <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском, заявленным в интересах Пигалова МВ с учетом «уточнений» к администрации <адрес> о возложении на администрацию <адрес> предоставить истцу на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории <адрес>.

Требования мотивированы тем, что Пигалова МВ отнесена к категории детей сирот. В настоящее время жилым помещением не обеспечена, закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЕВ и истица Пигалова МВ исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Пигалова МВ дополнила, что после окончания профессионального училища ей было предоставлено койко-место в общежитии администрацией <адрес>, в комнате кроме ее и ее малолетнего ребенка проживает еще три человека.

Ответчик администрация <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск, в которых просит в иске отказать. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третьи лица Министерство образования и науки <адрес> администрация <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 04.04.2005г. №25-уг, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства.

Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

В соответствии с п.1 Постановления администрации города Красноярска от 14.04.2005 г. № 192 «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Как установлено в ходе судебного разбирательства Пигалова МВ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Отец Пигалов ВС умер 26.07.1990г., мать Перфильева ТИ решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 28.05.1998г. лишена в отношении истицы родительских прав. Распоряжением администрации <адрес> от 17.06.1998г. №536 истица определена в детское государственное учреждение на полное государственное учреждение. Согласно справок МУ ГСРЦН «<данные изъяты>» от 20.01.2009г. №34/05 и от 29.04.2009г. 1 №310/05 истица находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении как оставшаяся без попечения родителей с 20.03.1998г. по 01.10.1998г., 01.10.1998г. была выедена из Центра в школу-интернат №111 на основании путевки Городского управления образования. В соответствии со справкой КГСОУ «красноярская <данные изъяты> от 20.01.2009г. истица находилась в данном учреждении с 01.10.1998г. по 30.08.2004г. на полном государственном обеспечении, а с 01.09.2004г. по 26.06.2006г. обучалась в <данные изъяты> и имела временную регистрацию в общежитии данного учреждения, что подтверждается справками последнего от 09.04.2009г. №137 и от 18.05.2009г. №180.

В настоящий момент истица проживает и зарегистрирована в комнате №2 <адрес>, где ей в соответствии с распоряжением администрации <адрес> от 20.03.2008г. №293 и в соответствии с договором №7 найма жилого помещения в общежитии предоставлено койко-место. В данной комнате согласно выписки из финансово-лицевого счета от 15.05.2009г. проживает еще три человека.

Таким образом, в настоящее время истица закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, что подтверждается материалами дела.

Как следует из материалов дела в Министерство образования и науки ФИО2 края неоднократно направлялись Управлением образования администрации <адрес> документы в отношении истицы для постановки на учет нуждающихся в жилье по рассматриваемой категории лиц. Однако документы возвращались под различными предлогами, в том числе с целью проверки наличия у истицы права на жилые помещения. Однако материалами дела достаточно подтверждено, что за истицей на момент прекращения родительского попечения жилые помещения не закреплялись, права на жилое помещение, в котором она проживала с матерью, прекращены еще до того, как она утратила родительское попечение.

Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению истцу жилья либо по наличию у истца иного жилого помещения в пользовании. Обеспечение койко-местом в комнате общежития не может быть расценено как реализация права истицы на обеспечение жильем по данной категории лиц.

Таким образом, судом установлено, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <адрес> ей не предоставлялось.

Законом Красноярского края от №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, которые включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения";

в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация г.Красноярска не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Пигаловой МВ в части возложения на администрацию г. Красноярска обязанности по предоставлению на территории города Красноярска жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления.

Однако суд считает, что не подлежит удовлетворению требование в части признании истицы нуждающейся в жилом помещении, поскольку такой способ защиты права не предусмотрен законом, не влечет юридических последствий, может являться только основанием требований о предоставлении жилого помещения. Кроме того, вопросы о признании нуждающимся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения разрешаются министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения в соответствии с выше приведенным Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг, а не судом.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию <адрес> предоставить Пигалова МВ жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м.

В остальной части в иске прокурору <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в <адрес>вой суд через Федеральный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения.

Председательствующий: