Дело № 2-6276/2011г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2011г. Федеральный суд Центрального района г. Красноярска В составе: председательствующего Сидоренко ЕА С участием прокурора Палиенко ЕВ При секретаре Терещенко КА Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Коробушкина АА к администрации <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском, заявленным в интересах Коробушкина АА с учетом «уточнений» к администрации <адрес> о возложении на администрацию <адрес> предоставить истцу на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м общей площади на территории <адрес>. Требования мотивированы тем, что Коробушкина АА отнесена к категории детей сирот. В настоящее время жилым помещением не обеспечена, закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЕВ и истица Коробушкина АА исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Прокурор Палиенко ЕВ добавила, что со стороны истицы было обращение в установленном порядке с заявлением о постановке на учет. Однако документы не были приняты Министерством <адрес> в связи с тем, что за сестрой истицы – близнецом, которая находилась под опекой, другого, чем истица лица, было закреплено жилое помещение, которое принадлежало их отцу на праве собственности. Коробушкина АА дополнила, что ее мать умерла, когда ей не было еще года, в связи с чем она проживала все это время в семье своего опекуна – родственницы отца. Однако у нее своя семья и дети. после окончания профессионального училища ей было предоставлено койко-место в Ответчик администрация <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск, в которых просит в иске отказать. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Третье лицо Министерство <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставило. Третье лицо администрация <адрес> ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников судебного разбирательства. Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» от 04.04.2005г. №25-уг, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве <адрес>, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства. Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В соответствии с п.1 Постановления администрации города Красноярска от 14.04.2005 г. № 192 «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Как установлено в ходе судебного разбирательства Коробушкина АА, 10.01.1992г. рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать Коробушкина ВМ умерла 18.04.1993г., отец Коробушкин АМ 14.07.1993г. осужден <адрес> народным судом Республики <адрес> по ст.108 ч.2 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, находился в местах лишения свободы с 22.06.1993г., а решением <адрес> районного суда <адрес> от 27.02.2001г. лишен в отношении истицы родительских прав. Решением ФИО5 поселкового ФИО5 народных депутатов <адрес> Республики Хакассия от 11.05.1993г. №38 над истицей установлена опека, опекуном назначена Замниус АИ, в жилом помещении которой истица проживала и проживает с момента утраты родительского попечения. Таким образом, истица закрепленного жилого помещения не имела и не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, что подтверждается материалами дела. Как следует из материалов дела в Министерство <адрес> истицей 15.03.2011г. направлялись Управлением образования администрации <адрес> документы для постановки на учет нуждающихся в жилье по рассматриваемой категории лиц. Однако согласно ответа Министерства <адрес> решение не принято в связи с тем, что за родной сестрой истицы было закреплен дом в <адрес>, находящийся в собственности отца, документа о закреплении указанного жилья за истицей нет. Однако данный дом за истицей не закреплялся, как следует из материалов дела является ветхим и не пригодным для проживания, пострадал от пожара. Таким образом, материалами дела достаточно подтверждено, что за истицей на момент прекращения родительского попечения жилые помещения не закреплялись. Ответчик не представил на момент рассмотрения дела в суде доказательств исполнения обязательств по предоставлению истцу жилья либо по наличию у истца иного жилого помещения в пользовании. Таким образом, судом установлено, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма по месту жительства в <адрес> ей не предоставлялось. Законом Красноярского края от №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями, которые включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения"; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку свои обязательства по предоставлению жилого помещения администрация <адрес> не исполнила, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Коробушкиной АА в части возложения на администрацию <адрес> обязанности по предоставлению на территории <адрес> жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления. Однако суд считает, что не подлежит удовлетворению требование в части признании истицы нуждающейся в жилом помещении, поскольку такой способ защиты права не предусмотрен законом, не влечет юридических последствий, может являться только основанием требований о предоставлении жилого помещения. Кроме того, вопросы о признании нуждающимся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения разрешаются министерством <адрес> с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения в соответствии с выше приведенным Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 N 25-уг, а не судом. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию <адрес> предоставить Коробушкина АА жилое помещение в <адрес> по договору социального найма площадью не менее 15 кв.м. В остальной части в иске прокурору <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано или опротестовано в <адрес>вой суд через Федеральный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения. Председательствующий: