о признании права пользования жилым помещением



Копия

            Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Петелиной Н.В.,

при секретаре Васютиной О.А.,

с участием представителя истца Торгашиной М.Г.,

представителя ответчика Рейхерт Ю.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крупченко АА, Крупченко ИА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Крупченко ДА, Крупчненко ДА к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма

    У С Т А Н О В И Л:

Крупченко А.А., Крупченко И.А. обратились в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Крупченко Д.А., Крупченко Д.А. к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма. Свои требования мотивировали следующим.

Крупченко А.А. с супругой Крупченко И.А. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживают по адресу: <адрес> коммуны, <адрес>. 912. С рождения с ними проживают и состоят на регистрационном учете их несовершеннолетние дети Крупченко Д.А. и Крупченко Д.А.. В указанное жилое помещение Крупченко А.А. был вселен в 1997 году на основании договора найма. На момент вселения Крупченко А.А. в спорное жилое помещение здание по адресу: <адрес> коммуны, <адрес>, находилось в собственности ЗАО «<данные изъяты>», которое заселяло граждан в жилые помещения указанного дома, осуществляло их постановку на регистрационный учет, принимало платежи за занимаемые гражданами жилые помещения. Строение по адресу: <адрес> коммуны, <адрес> на основании заключенного между Фондом муниципального имущества <адрес> и АОЗТ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи муниципального имущества было передано в собственность АОЗТ «<данные изъяты>» (в дальнейшем реорганизовано в ЗАО «<данные изъяты>»), в нарушение установленного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, до момента передачи АОЗТ «<данные изъяты>» строение находилось в собственности муниципального образования «<адрес>».

Постановлением третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено признать за администрацией <адрес> право муниципальной собственности на жилое помещение , площадью 5721, 7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> коммуны, 42, истребовать из чужого незаконного владения ЗАО «<данные изъяты>» и передать администрации <адрес> жилое помещение 1, площадью 5721,7 кв.м.. Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ строение было принято в казну муниципального образования «<адрес>» на основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -недв, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было принято постановление «О внесении изменений в постановление главы города от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду», в соответствии с которым строение по адресу: <адрес> пом.1 было включено в реестр муниципальной собственности со статусом «общежитие».

В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», на общежития, переданные в ведение органов местного самоуправления, распространяется режим жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Из указанной статьи следует, что статус общежития такие жилые помещения утрачивают в силу закона с момента вступления в силу ст.7 Федерального закона № 189-ФЗ и передачи в муниципальную собственность. В связи с этим граждане, проживающие в общежитиях, переданных на муниципальный баланс, проживают в комнатах указанных общежитий на условиях социального найма.

Ответчиком администрацией <адрес> был нарушен порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение в доме по <адрес> в реестр муниципального жилого фонда как комната в общежитии не включено. У жилого дома, где находится спорная комната и где проживают истцы, фактически отсутствует статус общежития, так как отсутствуют необходимые признаки общежития (истцы самостоятельно осуществляют ремонт указанного помещения, мебель и инвентарь при заселении не выдавались).

Кроме того, не допускается отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду в случаях, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеются обременения прав на это имущество.

Таким образом, учитывая длительность проживания истцов в спорном жилом помещении, основания вселения и условия проживания истцов и их несовершеннолетних детей в спорном жилом помещении, несоответствие строения, в котором находится данное помещение требованиям, предъявляемым к общежитиям, а также несоблюдение ответчиком процедуры отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, считает, что фактические отношения по найму спорного жилого помещения, сложившиеся у истцов и ответчика, являются отношениями по договору социального найма жилого помещения.

В феврале 2011 года Крупченко А.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о заключении с ним договора найма жилого помещения, в котором он и его семья проживают с 1997 года, предоставив документы, подтверждающие в том числе отсутствие у них иного жилья в собственности. На момент подачи заявления действовало распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -недв. о приеме строения, в котором находится спорное жилое помещение в городскую казну, основания для включения занимаемого ею жилого помещения в реестр муниципального жилищного фонда как специализированного жилого помещения отсутствовали, в связи с чем с истицей должен был быть заключен договор социального найма. Однако на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при администрации <адрес> в <адрес> было принято решение о заключении с Крупченко А.А. договора найма жилого помещения в общежитии на время службы в органах внутренних дел на основании предоставленного ходатайства организации по месту службы.

Указанное решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при администрации <адрес> о заключении с Крупченко договора найма жилого помещения в общежитии, является незаконным в связи с отсутствием у ответчика правовых оснований для включения занимаемого истцом и его семьей жилого помещения в реестр муниципального жилищного фонда как специализированного жилого помещения – комнаты в общежитии, а также несоблюдением ответчиком установленных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.

Просят признать за ними и их несовершеннолетними детьми Крупченко Д.А. и Крупченко Д.А. право пользования на условиях социального найма жилым помещением – комнатой <адрес>, обязать администрацию <адрес> заключить с Крупченко А.А. договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> комната , общей площадью 17,1 кв.м., включив в состав семьи супругу Крупченко И.А., несовершеннолетних детей Крупченко Д.А. и Крупченко Д.А..

    В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их представитель Торгашина М.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

    Представитель ответчика – администрации <адрес> Рейхерт Ю.Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В обоснование своих возражений указала, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , помещение 1 по адресу: <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду – жилым помещениям в общежитиях. В соответствии со ст.100 ЖК РФ на жилое помещение специализированного жилищного фонда может быть заключен только договор найма специализированного жилого помещения. Положения статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», на которую ссылается истица, подлежит применению только в случаях, когда граждане проживали до передачи общежития в собственность предприятий (хоть и незаконной) либо собственность органов местного самоуправления при приватизации предприятий. Общежитие было включено в план приватизации АОЗТ «<данные изъяты>» в 1994 году, истцы были вселены в комнату в 1997 году собственником общежития ЗАО «<данные изъяты>» для временного проживания. Общежитие никогда не передавалось в собственность органа местного самоуправления, право на него признано судебным актом арбитражного суда, которым установлено, что общежитие является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. По договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда, малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилым помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Истцы не признаны нуждающимися, малоимущими, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

            В зал суда не явились представитель ответчика – администрации <адрес>, представители третьих лиц Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, МП УК «<данные изъяты>», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    При таких обстоятельствах, в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не представивших суду доказательств уважительности причины неявки.

    Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Как установлено в ходе судебного заседания, Крупченко А.А. вместе с супругой Крупченко И.А. были вселены и зарегистрированы в жилом помещении – комнате <адрес> в 1997 году в связи с прохождением службы Крупченко А.А. в органах внутренних дел. Суду представлен договор найма жилого помещения в общежитие от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГУ «Отдел вневедомственной охраны при управлении внутренних дел по <адрес>» и Крупченко А.А., согласно которому Крупченко А.А. с составом семьи супруга Крупченко И.А. и сын Крупченко Д.А., предоставляется в пользование комната в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, которое он обязуется использовать по целевому назначению в соответствии с жилищным законодательством РФ и своевременно вносить плату за проживание в общежитии, срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 2.3.6 Договора, в случае освобождения нанимателем помещения до истечения срока найма, по окончанию срока договора или при увольнении (переводе) из ГУ «ОВО при УВД по <адрес>», он обязан сдать жилое помещение. Каких-либо иных договоров, свидетельствующих о правовых основаниях проживания истцов в спорном помещении, суду не представлено.

    Таким образом, истцы были вселены в спорное жилое помещение для временного проживания в связи с прохождением Крупченко А.А. службы в органах внутренних дел.

    По результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ Третьим арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы администрации <адрес> на решение арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску администрации <адрес> к ЗАО «<данные изъяты>» об истребовании здания из чужого незаконного владения и о признании права муниципальной собственности на указанное здание, вынесено постановление, которым признано за администрацией <адрес> право муниципальной собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> коммуны, 42 в <адрес> и данное помещение истребовано из чужого незаконного владения ЗАО «<данные изъяты>». Согласно выводам, положенным в основу указанного постановления, право муниципальной собственности на спорное общежитие возникло в силу прямого указания закона, сделка приватизации спорного жилого помещения является ничтожной.

В силу положений ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

    Распоряжением Администрации <адрес> -недв от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> коммуны, 42 принято в городскую казну, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание отнесено к специализированному жилищному фонду – жилому помещению в общежитиях.

        В силу ч.1 ст.94 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

        В соответствии с ч.2 ст.105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Согласно ч.2 ст.102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

В силу положений Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке заселения жилых помещений в муниципальных общежитиях», жилые помещения в муниципальных общежитиях предназначаются для временного проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Красноярске, в период их работы (службы) в муниципальных учреждениях, предприятиях, органах городского самоуправления, а также в организациях, заключивших договоры социального партнерства с администрациями районов в городе (п.1.3).

Преимущественным правом на предоставление жилых помещений в муниципальных общежитиях пользуются лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений (п.1.4).

Жилые помещения в муниципальных общежитиях не подлежат передаче в собственность граждан, обмену, разделу, залогу, сдаче в аренду и в поднаем (п.1.5).

    В силу приведенных выше норм закона следует, что помещение в общежитии может быть предоставлено гражданину только для временного проживания на условиях договора найма специализированного жилого помещения, предоставление помещения сопряжено с определенными обстоятельствами – работой, учебой, службой, в отношении такого помещения не может быть заключен договор социального найма.

    Доводы, изложенные в исковом заявлении в части несоблюдения администрацией <адрес> порядка отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, судом не могут быть приняты во внимание. Как следует из представленных суду доказательств, здание по адресу: <адрес> коммуны, 42 всегда использовалось как общежитие, являлось ведомственным и при акционировании предприятия было незаконно включено в план приватизации ОАО «<данные изъяты>», которое использовало его по целевому назначению для временного проживания на период трудовых отношений. Постановлением третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ были применены последствия ничтожной сделки – приватизации здания и жилое помещение , площадью 5721, 7 кв.м. было истребовано из незаконного владения ЗАО «<данные изъяты>» и передано администрации <адрес> (надлежащему собственнику), которая своими распорядительными актами приняло жилое помещение в городскую казну, передало в хозяйственное ведение муниципальному предприятию <адрес> «Управляющая компания «Дирекция муниципальных общежитий» и внесло в перечень специализированного жилищного фонда – жилые помещения в общежитиях.

    Кроме того, представитель истцов ссылается на статью 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указывая, что граждане, проживающие в общежитиях, переданных на муниципальный баланс, проживают в комнатах указанных общежитий на условиях социального найма. Поскольку здание по <адрес> коммуны, 42 в 2010 году было включено в реестр муниципальной собственности, полагает, что истцы, проживая в нем с 1997 года, приобрели право пользования жилым помещением на условиях социального найма. Однако с данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

    Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

                 Вместе с тем, спорное общежитие было включено в план приватизации АОЗТ «<данные изъяты>» в 1994 году, истцы были вселены в спорную комнату ЗАО «<данные изъяты>» в 1997 году на основании договоров найма для временного проживания, срок действия которых истек в 1997 году, общежитие не передавалось в собственность органа местного самоуправления, право на него признано судебным актом, возникло в силу прямого указания закона, сделка приватизации спорного жилого помещения ничтожна. При таких обстоятельствах, к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ применены быть не могут.

    Сам факт проживания истцов в общежитии длительное время с 1997 года не может служить основанием для заключения с ними договора социального найма.

Положениями частей 1-3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

    В силу ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом истцы нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном действующим законодательством порядке не признаны, на учете не состоят.

Как было указано выше, здание, расположенное по адресу: <адрес> коммуны, 42 отнесено к специализированному жилищному фонду – жилым помещениям в общежитиях, истцы не признаны нуждающимися, малоимущими, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, срок действия договора найма, на основании которого истцы проживали в комнате истек ДД.ММ.ГГГГ, иных договоров заключено не было, правовых оснований для признания за истцами право пользования комнатой на условиях социального найма и заключения с ними договора социального найма на помещение специализированного жилищного фонда не имеется.

В силу изложенного, суд отказывает Крупченко А.А. и Крупченко И.А. в удовлетворении их исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Крупченко АА, Крупченко ИА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Крупченко ДА, Крупченко ДА в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма, отказать.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий                                 подпись                                          Н.В.Петелина

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий                                                                                        Н.В.Петелина