об обязании оформить жилищный сертификат



                                        Гражданское дело

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Петелиной Н.В.,

при секретаре Васютиной О.А.,

с участием представителя истца Коротышевой Е.А.,

представителя ответчика Поймановой Н.А.,

третьего лица Коротышева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротышева АВ к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата

У С Т А Н О В И Л:

Коротышев А.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры <адрес> с учетом изменений требований о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата, мотивируя свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающегося в государственной помощи при переселении. В заявлении были указаны члены его семьи: жена Коротышева ЛА, сын Коротышев ЕА, адрес места жительства: <адрес>. С октября 2002 года вместе с ними стала проживать мать истца Коротышева МА. ДД.ММ.ГГГГ Коротышева М.А. написала заявление в администрацию <адрес> о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории инвалидов 2 группы. В заявлении были указаны члены семьи: сын Коротышев АВ, невестка Коротышева ЛА, внук Коротышев ЕА. Поскольку истец уже являлся не участником подпрограммы, а членом семьи участника подпрограммы, его учетное дело было аннулировано, а документы, имеющиеся в деле, переведены в новое учетное дело Коротышевой М.А.. Таким образом, на тот момент существовало одно учетное дело на имя участника программы Коротышевой М.А. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о включении их семьи в краевой сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2009 году по категории граждан, выезжающих из района, приравненного к Крайнему Северу. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что в связи с нарушением условий участия в подпрограмме членами семьи – Коротышев А.В., Коротышева Л.А., Коротышев Е.А. подарили принадлежащие им ? доли в праве собственности на квартиру Коротышевой Е.А., выдача сертификата возможна только на имя Коротышевой М.А. Жилищный сертификат Коротышевой М.А. был получен ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истцу и членам его семьи было отказано в получении жилищного сертификата, что было расценено истцом как снятие его с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена инвалидность 2 группы, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он повторно подал заявление в администрацию <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающегося в государственной помощи при переселении по категории инвалидов. На дату подачи заявления вместе с семьей он проживал по адресу: <адрес>. при написании данного заявления сотрудники администрации рекомендовали ему указать, что он ранее состоял в очереди пенсионеров с ДД.ММ.ГГГГ, документы необходимые для формирования учетного дела в администрации имелись, недостающие документы были представлены. ДД.ММ.ГГГГ письмом администрация <адрес> уведомила истца о необходимости подачи заявления о выделении семье государственного жилищного сертификата в 2011 году, такое заявление истцом было подано. ДД.ММ.ГГГГ письмом администрация <адрес> сообщила о том, что в 2011 году им предлагается социальная выплата на переселение из <адрес> в размере 1 641 600 рублей, о своем согласии истец и члены его семьи сообщили.

В декабре 2010 года истца пригласили в администрацию <адрес> и сотрудники жилищного отдела предложили переписать заявление о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», при этом дату написания заявления обязательно указать ДД.ММ.ГГГГ, тем самым ввели истца в заблуждение. Указав неверную дату заявления, истец не осознавал, что устанавливает тем самым для себя период участия в подпрограмме с ДД.ММ.ГГГГ и потому может лишиться права получения социальной выплаты. То, что дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ неверная, подтверждается тем, что данные указанные в заявлении произошли по времени позднее этой даты, в частности инвалидность была установлена истцу ДД.ММ.ГГГГ, а квартира по адресу: <адрес>3 была приобретена истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов ДД.ММ.ГГГГ истцом и членами его семьи было дано обязательство о безвозмездной передаче, принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Однако, администрация <адрес>, ссылаясь на письмо Министерства строительства и архитектуры <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), сообщила о возврате учетного дела. Министерство строительства и архитектуры приняло данное решение на том основании, что истец, подписывая заявление от ДД.ММ.ГГГГ, соглашается с условиями участия в подпрограмме, в том числе и в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его или общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность. Однако, находящиеся в собственности истца и членов его семьи ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, были подарены ДД.ММ.ГГГГ. На основании того, что после написания заявления на участие в подпрограмме Коротышев А.В. нарушил условия участия в подпрограмме, государственный жилищный сертификат не может быть оформлен.

Считает, что данный вывод Министерства строительства и архитектуры <адрес> был сделан ошибочно, так как заявление на участие в подпрограмме истцом было подано ДД.ММ.ГГГГ и с этого момента им и членами его семьи условия участия в подпрограмме не нарушались, дарение ? доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, было осуществлено до подачи им заявления на участие в подпрограмме, в связи с чем оснований для отказа в оформлении государственного жилищного сертификата не имеется.

Просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> пересмотреть учетное дело с учетом фактической даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ и принять решение об оформлении государственного жилищного сертификата в 2011 году.

В дальнейшем истцом изменялись исковые требования, с учетом последних изменений, просит признать незаконным решение Министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета 2011 года на основании заявления на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; обязать ответчика оформить и выдать государственный жилищный сертификат.

Истец Коротышев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, его представитель Коротышева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду дополнила, что при рассмотрении иска выяснилось, что Коротышев А.В. состоит на учете в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ по категории инвалидов 2 группы (учетное дело ). Для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан. Установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Коротышев А.В. в декабре 2010 года подал в администрацию <адрес> заявление и документы в порядке, установленным п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии с п.44 Правил истцом и членами его семьи были предоставлены все необходимые документы, в том числе обязательство о передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Однако Министерство строительства и архитектуры, рассмотрев учетное дело, ДД.ММ.ГГГГ отказало в оформлении жилищного сертификата на основании того, что после написания заявления на участие в подпрограмме истец нарушил условия участия в подпрограмме.

Представитель ответчика Пойманова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Третье лицо Коротышев Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, поддержал доводы представителя истца.

Представитель третьего лица - администрации <адрес> Журова М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела. Кроме того, дала свои пояснения в рамках отдельного процессуального действия – судебного поручения, протокол судебного заседания приобщен к материалам дела. С исковыми требованиями не согласилась, свои возражения обосновала тем, что на основании поданного заявления Коротышевой М.А. на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от ДД.ММ.ГГГГ Коротышев А.В. был включен в состав участников программы. Подписывая указанное заявление участники программы ознакомлены с ее условиями и обязуются их выполнить, в том числе и в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в собственности или в общей собственности членов его семьи. В государственную или муниципальную собственность. Проверкой Министерства строительства и архитектуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ были выявлены факты нарушений действующего законодательства в части дарения имущества, находящегося в собственности граждан, после подписания заявлений ими о включении в состав участников программы ВГО. В июле-октябре 2008 года Коротышевой М.А. и членами ее семьи их жилые помещения были подарены. Выдача сертификата вышеуказанным гражданам должна быть осуществлена в соответствии с п.п. «ж» п.44 Правил выпуска и реализации государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2008-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что для получения сертификата гражданином должно быть предоставлено обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения. Находящиеся в собственности Коротышева А.В. и членов его семьи ? доли квартиры по адресу: <адрес> были подарены ДД.ММ.ГГГГ. Действий с жилым помещением, в том числе дарение, при получении сертификата законом не предусмотрено. После написания заявления на участие в подпрограмме Коротышев А.В. нарушил условия участия в подпрограмме, в связи с чем ему не может быть оформлен государственный жилищный сертификат.

Третье лицо Коротышева Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

При таких обстоятельствах, в силу ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие истца и третьих лиц.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. на момент вынесения оспариваемого решения), установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

    В силу ст. 4 названного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Согласно статье 6 названного закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.

Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.

В силу части 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявление об участии в подпрограмме по форме согласно приложению . При этом основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; не предоставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; несоответствие сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Подпунктом «в» пункта 16.1 Правил предусмотрено, что норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В ходе судебного заседания было установлено, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Коротышев А.В. администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в государственной помощи и до настоящего времени продолжает находится на учете в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , по категории работающих, с 2007 года по категории пенсионеров, а с 2010 года по категории инвалидов 2 группы, в связи с чем на него было заведено учетное дело . Согласно справке администрации <адрес>, имеющейся в материалах учетного дела по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Коротышев имеет северный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в календарном исчислении 36 лет 06 месяцев 02 дня. Коротышев А.В. является инвали<адрес> группы, которая ему была установлена ДД.ММ.ГГГГ (справка МСЭ-2009 ), с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (справка МСЭ-2009 ). В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Коротышев обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке его на очередь получения жилья по программе «Север-Юг» по категории инвалидов. В рамках своего учетного дела , Коротышев А.В. после получения инвалидности в марте 2010 года впервые обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории инвалидов 2 группы, с составом семьи: супруга Коротышева Л.А. и сын Коротышев Е.А., в котором обязался выполнять условия участия в подпрограмме, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность. В январе 2011 года им было написано заявление о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им подписано обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения – <адрес>.

При этом суд соглашается с доводами представителя истца в части даты подачи заявления о включении Коротышева А.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» – не ранее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные в заявлении данные основаны на событиях, произошедших позднее ДД.ММ.ГГГГ, в частности инвалидность 2 группы была установлена истцу с ДД.ММ.ГГГГ, а указанная в заявлении как место жительства истца и членов его семьи <адрес>, была приобретена Коротышевым А.В. по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо доказательств иного, стороной ответчика суду не представлено, третьим лицом администрацией <адрес> не опровергнуто.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, изложенным в виде письма за исх. м/714, Министерством строительства и архитектуры <адрес> Коротышеву А.В. было отказано в оформлении жилищного сертификата. Свой отказ Министерство мотивировало тем, что Коротышев А.В. на основании поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ был включен в состав участников подпрограммы, в силу чего согласился с условиями участия, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности, в государственную или муниципальную собственность. Однако, находящиеся в собственности истца и членов его семьи ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 22-85 были подарены ими ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку после написания заявления на участие в подпрограмме истец нарушил ее условия, государственный жилищный сертификат может быть оформлен не ранее, чем через пять лет со дня дарения квартиры.

Однако, указанное решение не основано на обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела и изложенных выше. Так, из материалов учетного дела участника программы в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением РФ от ДД.ММ.ГГГГ Коротышева А.В., следует, что истец впервые обратился с заявлением о включении его в подпрограмму в марте 2010 года, после чего условия подпрограммы не нарушал, оснований для отказа в выдаче жилищного сертификата у ответчика не имелось.

Ссылка Министерства строительства и архитектуры <адрес> на нарушение истцом условий участия в подпрограмме в 2008 году, выразившаяся в дарении, принадлежащей ему и членам его семьи в долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>85, не состоятельна, поскольку участвуя в подпрограмме в качестве члена семьи Коротышевой М.А. (учетное дело ) и не получив жилищный сертификат в 2009 году, истец не был снят с учета имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, его учетное дело аннулировано не было.

Ссылка Министерства строительства и архитектуры края на возникновение у Коротышева права на оформление жилищного сертификата по истечении 5 лет с момента совершения сделки дарения, также не состоятельна и не основана на действующем законодательстве.

Требования статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в части постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, касаются граждан, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили такие действия.

Однако истец состоял на учете в качестве нуждающегося в государственной помощи при переселении с ДД.ММ.ГГГГ и продолжает состоять на учете по настоящее время.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности принятого ответчиком решения об отказе в оформлении истцу государственного жилищного сертификата, в силу чего удовлетворяет требования Коротышева в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Коротышева АВ удовлетворить.

    Признать незаконным решение Министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче Коротышеву АВ государственного жилищного сертификата.

    Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> выдать Коротышеву АВ государственный жилищный сертификат в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий                                    подпись                                       Н.В.Петелина

КОПИЯ ВЕРНА

Председательствующий                                                                                        Н.В.Петелина