о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



                           Гражданское дело

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    <адрес>                                                                                               ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Петелиной Н.В.,

при секретаре Цоцколаури А.Ш.,

с участием представителя процессуального истца Яценко И.И.,

представителя ответчика Леюшкиной С.В.,

представителя третьего лица Кузнецова А.А.,

представителя третьего лица Виденкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности осуществить перевод земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на котором находится объект культурного наследия: « Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов» из категории земель поселений в категорию земель особо охраняемых территорий, о возложении обязанности изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором находится объект культурного наследия: « Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов».

Свои требования мотивировал следующим. Согласно паспорту памятника истории и культуры СССР « Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», расположенный по адресу: <адрес> – является объектом культурного наследия. В компетенцию Министерства культуры <адрес> входит осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке. Собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр несет бремя по его содержанию. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия возникает необходимость постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, изготовления кадастрового паспорта. Документов, подтверждающих перевод земельного участка из категории земель поселений, в категорию земель особо охраняемых территорий в соответствии с ч.1 ст.8 Земельного кодекса РФ, пунктами 2,3 статьи 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в результате проверки не добыто. Проверкой установлено, что такой перевод не производился. Министерство культуры <адрес> при решении вопроса о формировании границ земельного участка должно было направить пакет документов в ДМИЗО администрации <адрес> с целью перевода земель из категории земель поселений в категорию земель особо охраняемых территорий и изменения назначения земель на историко-культурные. Министерством культуры <адрес> до сих пор не приняты мер к переводу земель и получению кадастрового паспорта на земельный участок на котором расположен « Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», по адресу: <адрес>. Указанным бездействием Министерства нарушаются права неопределенного круга лиц.

В дальнейшем прокурор <адрес> уточнил заявленные исковые требования, просит признать незаконным бездействие Министерства <адрес> в части не изготовления паспорта объекта культурного наследия - «Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», расположенного по адресу: <адрес>, обязать Министерство культуры <адрес> оформить паспорт объекта культурного наследия - « Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», расположенного по адресу: <адрес> и выдать собственнику.

Свои требования мотивировал тем, что согласно информации Министерства культуры по <адрес> объект недвижимости по <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения - « Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов» внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и принят на государственную охрану на основании приказа Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ . Данный объект недвижимости находится в собственности ОАО «Красноярский электровагоноремонтный завод», имеется паспорт объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ , акт технического состояния выявленного объекта и плана работ по выявленному объекту и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ , технический паспорт нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно закона, собственник несет бремя по содержанию объекта культурного наследия, с учетом требований федерального закона. В соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…»на объект культурного наследия, включенного в реестр, выдается паспорт объекта культурного наследия, форма паспорта утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект наследия. Таким образом, Министерством культуры <адрес> не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части оформления паспорта. Указанным бездействием Министерства нарушены права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Яценко И.И. полностью поддержала заявленные требования в уточненной редакции по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства культуры <адрес> – Леюшкина С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями прокурора не согласилась в полном объеме, представила суду письменный отзыв. В обоснование своих возражений указала, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектов культурного наследия федерального значения «Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», принятым на государственную охрану постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ как памятник истории республиканского значения. В соответствии с ч.1 ст.64 Закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями указанными Федеральным законом. таким образом указанный объект не является выявленным. В соответствии с п.1 ст.21 Закона №73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр выдается паспорт объекта культурного наследия. Форма паспорт утверждена приказом от ДД.ММ.ГГГГ . В рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы, предусмотрены средства на определение границ территорий объектов культурного наследия и инвентаризацию, в результате чего будет изготовлена учетная документация на 252 объекта. Между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия <адрес>. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Результатом исполнения государственных контрактов будет определение предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, после чего Министерством культуры будет проведена работа по оформлению паспорта. Не осуществление Министерством работ по оформлению паспорта объекта культурного наследия до настоящего времени обусловлено отсутствием финансирования этих мероприятий, следовательно, не является бездействием.

Представитель третьего лица Средне-Сибирского управления Минкультуры России Кузнецов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, а также представитель третьего лица – ОАО «<данные изъяты>» Виденкина М.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагают, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Представители третьих лиц Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в зал суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ДМИЗО администрации <адрес> ходатайствовал о рассмотрение дела в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из смысла действующего законодательства следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 6 названного закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Положения частей 3 и 4 статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривают, что финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

    В соответствии со ст. 15 названного закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

    Частями 1 и 2 статьи 21 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

    Согласно Приказу Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта культурного наследия» паспорт объекта культурного наследия (далее - паспорт) является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который внесены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

    В соответствии с приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1055 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» в паспорт объекта культурного наследия вносится наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ территории объекта культурного наследия, географическое отображение границ объекта культурного наследия.

    Как следует из Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Положения о министерстве культуры <адрес> и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры <адрес>», Министерство культуры <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, законов края, правовых актов <адрес> и <адрес> осуществляет, в том числе государственный контроль в областях музейного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

    В силу указанного Положения (пункт 3.7), задачами Министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являются, в частности: осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проведение один раз в пять лет обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия; оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия в установленном порядке; организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и другие.

Из материалов дела следует, что здание, расположенное по <адрес> в <адрес>, является объектом культурного наследия «Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов» и подлежит государственной охране на основании постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ . Объект недвижимости, расположенный по <адрес>, в <адрес> передан в собственность (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) ОАО «<данные изъяты>».

Паспорт объекта культурного наследия, установленной на сегодняшний день, формы, на указанный объект отсутствует, что не отрицается ответчиком.

Исходя из положений статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изготовление паспорта на объект культурного наследия относится к компетенции Министерства культуры <адрес>.

В ходе судебного заседания было установлено, что <адрес> Постановлением -п от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы», в рамках которой предусмотрено осуществление Министерством государственного учета и инвентаризации объектов культурного наследия <адрес>, определение границ их территорий, разработка проекта зон охраны, проведение государственной историко-культурной экспертизы и соответствующее финансирование на указанные мероприятия.

Между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия <адрес>. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Результатом исполнения государственных контрактов будет определение предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия по адресу: <адрес>.

Ввиду вышеизложенных обстоятельств, требования Прокурора <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Министерства культуры <адрес> в части не оформления паспорта объекта культурного наследия «Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», расположенного по <адрес>, в <адрес>, не подлежат удовлетворению, поскольку факт бездействия не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Министерством культуры <адрес> на настоящий момент не исполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части оформления паспорта объекта культурного наследия «Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», расположенного по <адрес>. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора <данные изъяты> об обязании Министерства культуры <адрес> оформить и выдать паспорт объекта культурного наследия «Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих солдатских депутатов», расположенный по <адрес> в <адрес>, подлежат удовлетворению в порядке и сроках, определенными долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010 -2013 годы» и государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

    Требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

    Обязать Министерство культуры <адрес> оформить паспорт объекта культурного наследия – «Сборный цех железнодорожных мастерских, где в 1905 году было провозглашено образование Совета рабочих и солдатских депутатов. Здесь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рабочие выдерживали осаду правительственных войск», расположенного по <адрес>, в порядке и сроках, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы» и государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

    В удовлетворении остальной части требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий                              подпись                                           Н.В.Петелина

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:                                                                                                                     Н.В.Петелина