о признании бездействий незаконным, и возложении обязанности



    Гражданское дело № 2-1005/2012

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    05 апреля 2012 года                                                                                          г. Красноярск

    Федеральный суд Центрального района г. Красноярска

    в составе председательствующего судьи    Поляковой ТП

    при секретаре                                                Мирзоевой АР

    рассмотрев гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

    УСТАНОВИЛ:

    <данные изъяты> прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. Свои требования мотивировал тем, что <данные изъяты> прокуратурой в соответствии с заданием <данные изъяты> прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения поднадзорным предприятием железнодорожного транспорта законодательства, направленного на защиту прав инвалидов. Одним из обследованных ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки объектов является эксплуатируемое административное здание <данные изъяты>, которое расположено в <адрес> (в полосе отвода) и находиться на балансе Р». Административное здание <данные изъяты> представляет собой одноэтажное здание, в левом крыле которого располагается помещение зала ожидания и билетные кассы. Помещение зала ожидания и билетных касс имеет 1 вход, оборудованный крыльцом с лестницей. Лестница, по которой можно войти в здание не оборудована пандусами. Проверка показала, что лестница, АО которой можно войти в административное здание <данные изъяты> и выйти из него, пройти в зал ожидания и к билетным кассам, не обрадованы специальными приспособлениями (пандусами). Таким образом, беспрепятственный доступ инвалидов в помещение административного здания <данные изъяты>, где расположены залы ожидания и билетные кассы ограничен. В зале ожидания не предусмотрены места для инвалидных колясок, не оборудованы специальные кабины в общественных туалетах размером 225х115см, отсутствуют передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляски с платформы в вагон, что нарушает права инвалидов на беспрепятственное пользование услугами железнодорожного транспорта. Просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Р», выразившееся в ненадлежащем обеспечении здания <данные изъяты>, специальными приспособлениями, позволяющими им беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Обязать ОАО «Р» оборудовать пассажирское здание <данные изъяты> специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Обязать ОАО «Р» оборудовать зал ожидания, расположенный в административном здании <данные изъяты>, местами для инвалидных колясок. Обязать ОАО «Р» оборудовать административное здание <данные изъяты> специальными кабинками в общественных туалетах размером 225х115см. Обязать ОАО «Р» оборудовать административное здание <данные изъяты> передвижными подъемниками и пенниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Обязать ОАО «Р» произвести оснащение отдельных касс пассажирского здания <данные изъяты> специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром.

    Представитель истца <данные изъяты> прокурора в зал суда не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, о причинах не явки суд не уведомил.

    Представитель ответчика ОАО «Р - Берг ДД (доверенность в деле) настаивает на рассмотрении дела в отсутствии истца, заявленные исковые требования считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представил суду письменные возражения на заявленные требования, которые приобщены к материалам дела. Просит в иске отказать.

    В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

    В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» (в ред. от 01.03.2008) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

    Кроме того, в соответствии с названной статьей Федерального закона предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

    В соответствии с требованиями п. 3.1.17 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12, для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110x140 см.), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размере колясок (длинна 110 см., ширина 70 см., высота сиденья 52 см., передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см., а прочих дверей - 90 см.

    Согласно требований, установленных п. 3.1.19 СП 2.5.1198-03 в системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне.

    В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 30.12.2008) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно - противоэпидемиологические профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно п. 3.5.10 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003№ 12 (далее СП 2.5.1198-03) на не канализованных вокзалах устанавливаются туалеты, размещенные вне вокзала с замкнутыми системами сбора и удаления канализационных стоков.

    Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты> прокуратурой в соответствии с заданием <данные изъяты> прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения поднадзорным предприятием железнодорожного транспорта законодательства, направленного на защите прав инвалидов.

    Одним из обследованных ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки объектов является эксплуатируемое административное здание <данные изъяты>, которое расположено в <адрес> (в полосе отвода) и находиться на балансе Р». Административное здание <данные изъяты> представляет собой одноэтажное здание, в левом крыле которого располагается помещение зала ожидания и билетные кассы. Помещение зала ожидания и билетных касс имеет 1 вход, оборудованный крыльцом с лестницей. Лестница, по которой можно войти в здание не оборудована пандусами.

    Проверка показала, что лестница, АО которой можно войти в административное здание <данные изъяты> и выйти из него, пройти в зал ожидания и к билетным кассам, не обрадованы специальными приспособлениями (пандусами). Таким образом, беспрепятственный доступ инвалидов в помещение административного здания <данные изъяты>, где расположены залы ожидания и билетные кассы ограничен. В зале ожидания не предусмотрены места для инвалидных колясок, не оборудованы специальные кабины в общественных туалетах размером 225х115см, отсутствуют передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляски с платформы в вагон, что нарушает права инвалидов на беспрепятственное пользование услугами железнодорожного транспорта.

    Суд считает заявленные требования прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

    Бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий, обязанность по совершению, которых возложена на них законом либо иным нормативно правовым актом.

    В судебном заседании установлено, что на железнодорожном вокзале <данные изъяты> имеются специальные приспособления, позволяющие инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, а именно передвижные подъемники и переносные рампы (пандусы телескопические) для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон приобретены и введены в эксплуатацию в сентябре 2011г., в соответствии с договором поставки продукции от ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ начальника дирекции «К» оснащение отдельных касс административного здания <данные изъяты> специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, обеспечивающими общение пассажиров с кассиром запланировано на 4 квартал 2012г.

    В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ зам.начальника дирекции бригадиру Фритц ЛН приказано приобрести в срок до ДД.ММ.ГГГГ специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом в количестве 10 штук, для оборудования вокзалов дирекции специальными устройства для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром. Начальникам вокзалов установить на закрепленных вокзалах специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом в срок ДД.ММ.ГГГГ

    Оборудовать специальные туалетные кабины размером 225х115см на <данные изъяты> не представляется возможным, так как железнодорожный вокзал <данные изъяты> не оборудован общественными туалетами, в связи с чем оборудовать специальными кабинами в общественных туалетах не представляется возможным, что подтверждается выпиской из технического паспорта здания <данные изъяты>. Для строительства общественного туалета необходимо производить строительную реконструкцию здания.

    Кроме того, в судебном заседании не нашли подтверждение доводы прокурора об отсутствии в зале ожидания <данные изъяты> мест для инвалидных колясок, поскольку согласно экспликации к техническому паспорту, общая площадь зала ожидания составляет 24,8 кв.м., следовательно, имеется достаточно места для инвалидных колясок. Также это подтверждается схемой нежилого здания имеющейся в материалах дела.

    Из выше изложенного следует, что ОАО «Р» не бездействует в части обеспечения социальной защитой инвалидов, оборудует административное здание <данные изъяты>, специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта. В связи, с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

               В удовлетворении требований <данные изъяты> прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Р» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Центральный районный суд г. Красноярска в апелляционном порядке.

    Председательствующий:    /подпись/                                                  Т. П. Полякова

    Копия верна.

    Судья: