Гражданское дело №2-1262/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2012 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска
Под председательством судьи Поляковой ТП
При секретаре Мирзоевой АР
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «Р» о выделении квот для трудоустройства инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
<данные изъяты> прокурор в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Р» о выделении квот для трудоустройства инвалидов.
Свои требования мотивировал тем, что <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка соблюдения предприятиями законодательства о социальной защиты инвалидов и выполнению обязанности по трудоустройству инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что руководством А, расположенной по адресу: <адрес>, не соблюдается законодательство о социальной защите инвалидов, а именно не выделены в пределах <адрес> квоты для трудоустройства инвалидов, по собственной инициативе работодателя трудоустройство инвалидов в необходимом количестве не осуществляется. Размер квот в Красноярском крае установлен ст. 4 Закона Красноярского края от 29.01.2004г. №9-1712 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края». Согласно данной статье размер квот составляет для организаций численностью: от 101 до 2000 человек – 3 % от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов. В силу ст. 25 Закона «О занятости населения в РФ» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей, выполнении квоты для приема на работы инвалидов). Проверкой установлено, что списочная численность работников Дистанции, согласно штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ составляет 361 единицы, при этом рабочие места для трудоустройства инвалидов исходя из расчета 3% от штатной численности работников, не выделены, по собственной инициативе Дистанции инвалиды в установленных законом нормативах не трудоустроены. Согласно установленной квоте и исходя из штатной численности Дистанции, необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов по краю должно составлять не менее 9. Между тем в соответствии с информацией КГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» Дистанцией сведения о среднесписочной численности работников в орган службы занятости ежемесячно не предоставляются.
Просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Р по непредставлению квот для трудоустройства инвалидов в А. Обязать ОАО «Р выделить за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3 % от среднесписочной численности работников А. Обязать ОАО Р предоставить в КГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мет (должностей) в А
Представитель <данные изъяты> прокурора в зал суда не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители ответчика ОАО «Р» - Берг ДД, Бурая ВВ (доверенности в деле) исковые требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представили суду письменный отзыв на иск, который поддержали в судебном заседании в полном объеме. Просят в иске отказать.
Представитель третьего лица КГКУ «Центра занятости населения <данные изъяты>» в зал суда не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии со ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии со ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991г. № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей, выполнении квоты для приема на работу инвалидов).
Размер квот в Красноярском крае установлен ст. 4 Закона Красноярского края № 9-1712 от 29.01.2004г. «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», введенного в действие с 01.01.2005г., согласно которой размер квот для организаций численностью от 101 до 2000 человек составляет 3 процента от численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов.
В силу ст. 1 Закона Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» содержится определение понятия «квота» и «квотирование рабочих мест», согласно которым квота – минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников организации) для трудоустройства инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды; квотирование рабочих мест – выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка соблюдения предприятиями законодательства о социальной защиты инвалидов и выполнению обязанности по трудоустройству инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что руководством А», расположенной по адресу: <адрес>, не соблюдается законодательство о социальной защите инвалидов, а именно не выделены в пределах <адрес> квоты для трудоустройства инвалидов, по собственной инициативе работодателя трудоустройство инвалидов в необходимом количестве не осуществляется. Проверкой установлено, что списочная численность работников Дистанции, согласно штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ составляет 361 единицы, при этом рабочие места для трудоустройства инвалидов исходя из расчета 3% от штатной численности работников, не выделены, по собственной инициативе Дистанции инвалиды в установленных законом нормативах не трудоустроены. Согласно установленной квоте и исходя из штатной численности Дистанции, необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов по краю должно составлять не менее 9. Между тем в соответствии с информацией КГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» Дистанцией сведения о среднесписочной численности работников в орган службы занятости ежемесячно не предоставляются, что подтверждается письмом КГКУ «Центр занятости населения <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд считает требования прокурора необоснованными по следующим основаниям.
Действующее законодательство не определяет требования по установлению квоты для приема на работу инвалидов в структурном подразделении юридического лица.
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» статья 21 и принятый на его основе Закон Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» определяют требования по установлению квоты для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест) для организаций, численность которых составляет более от 101 до 2 000 человек (данная квота устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации).
Таким образом, действующее законодательство устанавливает требования по установлению квоты для приема на работу инвалидов только к организации -юридическому лицу, которым в данном случае является ОАО "Р. Требования, установленные действующим законом, не могут быть предъявлены к структурному подразделению юридического лица.
В иске прокурор определяет субъект, обязанный, в соответствии с указанными выше нормативными актами, квотировать рабочие места инвалидам - это структурное подразделение юридического лица - А» (далее по тексту -Дистанция). Данные доводы не основаны на законе по следующим основаниям.
Начальник Дистанции действует на основании Положения о <данные изъяты>», обладает функцией работодателя только в отношении работников Дистанции. Формирование и утверждение штатного расписания в полномочия начальника Дистанции не входит следовательно, требования прокурора к начальнику Дистанции, положенные в основу предъявленного иска - неправомерны.
Таким образом, Дистанция является структурным подразделением К в свою очередь является филиалом ОАО "Р".
Кроме того, прокурор, определяя количество рабочих мест для инвалидов в Дистанции, определил это количество как процент от количества работников Дистанции, в то время как закон предъявляет такие требования только к численности работников организации - юридического лица (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Прокурор не указывает правовых оснований, позволяющих ему производить именно такой расчет, поскольку закон не содержит требований к численности квотированных рабочих мест для инвалидов на структурном подразделении юридического лица. И по смыслу, установленному законодателем, такие требования могут быть адресованы только субъекту, обладающему соответствующей правоспособностью - то есть юридическому лицу.
Также суд принимает во внимание то обстоятельство, что согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов» минимальное количествоспециальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Органами исполнительной власти субъекта РФ (Красноярского края) непосредственно для ОАО «Р» не устанавливалось число рабочих мест для инвалидов. Закон Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Красноярского края» в п.3 ст.2 предусмотрена обязанность организаций, расположенных на территории Красноярского края, создать (выделить)места для инвалидов в течении 2 месяцев со дня установления квоты. Поскольку органами исполнительной власти Красноярского края для структурного подразделения квоты для приема инвалидов не установлено, обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов до настоящего времени не наступило.
В соответствии с нормами Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 -ФЗ от 24.11.1995 г. работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (статья 24). Это означает, что для трудоустройства инвалида необходимо учитывать его индивидуальные особенности с учетом утраты трудоспособности и характера производства.
Действующее законодательство устанавливает для работниковжелезнодорожного транспорта при приеме на работу требования по профессиональному отбору с учетом квалификации и состояния здоровья.
Работники Дистанции при приеме на работу (и периодически) проходят необходимое медицинское обследование для определения состояния здоровья с целью принятия решения о возможности исполнять трудовые обязанности.
Так при приеме на работу работники Дистанции проходят медицинскую комиссию в соответствии с Приказами МПС РФ от 29.03.1999 г. № 6Ц «Об утверждения положения о порядке проведения обязательных предварительных при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте», Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2005 № 796 "Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой", Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"), Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020 "Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам".
Кроме того, Минтруд РФ в Постановлении от 08.09.1993 N 150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда" утвердил перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.
Законодатель определил такой перечень с учетом возможных физических способностей инвалидов и очевидно также, что указанный перечень профессий рабочих и служащих не имеет никакого отношения к деятельности ОАО "Р", а создавать именно такие рабочие места (не связанные с видом деятельности ответчика) закон ответчика не обязывает.
Таким образом, выделение из существующих штатных должностей квоты для инвалидов невозможно вследствие особых требований к здоровью и уровню квалификации работников. Создание дополнительных рабочих мест не может быть произведено без учета специфики и рода деятельности организации и без учета уровня квалификации принимаемых работников. Кроме того, в полномочия Дистанции, как уже говорилось выше, формирование штатного расписания не входит.
Следовательно, оснований предусмотренных законом, для удовлетворения требований прокурора у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворению заявленных <данные изъяты> прокурором в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «Р» о выделении квот для трудоустройства инвалидов, необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «Р о выделении квот для трудоустройства инвалидов – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке, через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: /подпись/ Т. П. Полякова
Копия верна.
Судья: