о признании бездействия незаконным, возложении обязанности



                           Гражданское дело

Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    <адрес>                                                                                                       ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Петелиной Н.В.,

при секретаре Башевой О.В.,

с участием представителя процессуального истца Яценко И.И.,

представителя ответчика Леюшкиной С.В.,

представителя третьего лица Кузнецова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес> о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности оформить охранное обязательство, подготовить проект зоны охраны объекта культурного наследия – «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенного по адресу: <адрес>.

Свои требования мотивировал следующим. Согласно информации Министерства культуры <адрес> объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес> является объектов культурного наследия регионального значения – «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на основании указа Призидента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Объект недвижимости по <адрес> передан религиозному объединению «Красноярско-Енисейская епархия Русской православной церкви» в безвозмездное пользование на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, имеет паспорт объекта культурного наследия, акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по благоустройству его территории. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. В компетенцию Министерства культуры <адрес> входит осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке. Собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр несет бремя по его содержанию. Документов, подтверждающих изготовления паспорта объекта культурного наследия, подготовки проекта зоны охраны объекта культурного наследия, изготовления охранных обязательств в результате проверки не добыто. Проверкой установлено, что такой действия не производились. Министерством культуры <адрес> до сих пор не приняты мер к изготовлению паспорта, установки зоны охраны и ее границ, к оформлению охранных обязательств объекта культурного наследия – «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенный по адресу; <адрес> и не подготовлен проект зоны охраны, не оформлено охранное обязательство объекта культурного наследия – «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенный по адресу: <адрес>. Указанным бездействием Министерства нарушаются права неопределенного круга лиц.

В дальнейшем прокурор <адрес> уточнил заявленные исковые требования, просит признать незаконным бездействие Министерства <адрес> в части не изготовления паспорта и не оформления охранного обязательства объекта культурного наследия - «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенного по адресу: <адрес>, обязать Министерство культуры <адрес> оформить паспорт и оформить охранное обязательство объекта культурного наследия - «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировал тем, что согласно информации Министерства культуры по <адрес> объект недвижимости по <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения - «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.» внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на основании указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно закону, собственник несет бремя по содержанию объекта культурного наследия, с учетом требований федерального закона. В соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…»на объект культурного наследия, включенного в реестр, выдается паспорт объекта культурного наследия, форма паспорта утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект наследия. Таким образом, Министерством культуры <адрес> не выполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части оформления паспорта. Указанным бездействием Министерства нарушены права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Яценко И.И. полностью поддержала заявленные требования в уточненной редакции по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства культуры <адрес> – Леюшкина С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями прокурора не согласилась в полном объеме, представила суду письменный отзыв. В обоснование своих возражений указала, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия местного значения - «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», принят на государственную охрану на основании указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с п.3 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ указанное здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения. В соответствии с п.1 ст. 21 Закона №73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. Пользователю объекта культурного наследия паспорт выдан быть не может. Форма утверждена приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В паспорте указывает предмет охраны, наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ, географическое отображение границ. В рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы, предусмотрены средства на определение границ территорий объектов культурного наследия и инвентаризацию, в результате чего будет изготовлена учетная документация на 252 объекта. Между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия <адрес>. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Результатом исполнения государственных контрактов будет определение предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, после чего Министерством культуры будет проведена работа по оформлению паспорта и оформлению охранного обязательства. Не осуществление Министерством работ по оформлению паспорта и охранного обязательства объекта культурного наследия до настоящего времени обусловлено отсутствием финансирования этих мероприятий, следовательно, не является бездействием.

Представитель третьего лица Средне-Сибирского управления Минкультуры России Кузнецов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, суду пояснил, что на сегодняшний день проект охранного обязательства проходит стадию согласования.

Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрение дела в свое отсутствие.

Третьи лица Красноярская епархия Русской православной церкви, Агентство по управлению государственным имуществом <адрес>, Краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства» в зал суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из смысла действующего законодательства следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 6 названного закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Положения частей 3 и 4 статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривают, что финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

    В соответствии со ст. 15 названного закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

    Частями 1 и 2 статьи 21 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

    Согласно Приказу Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта культурного наследия» паспорт объекта культурного наследия (далее - паспорт) является основным учетным документом на объект культурного наследия, в который внесены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

    В соответствии с приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1055 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» в паспорт объекта культурного наследия вносится наименование, дата и номер решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия, описание границ территории объекта культурного наследия, географическое отображение границ объекта культурного наследия.

В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ч.1 названного Закона предметами регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.

    Согласно ст.48 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.

    Как следует из Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Положения о министерстве культуры <адрес> и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры <адрес>», Министерство культуры <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, законов края, правовых актов <адрес> и <адрес> осуществляет, в том числе государственный контроль в областях музейного дела, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

    В силу указанного Положения (пункт 3.7), задачами Министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являются, в частности: осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; осуществление контроля за состоянием объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проведение один раз в пять лет обследования состояния и фотофиксации объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия; оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия в установленном порядке; организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном порядке; организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и другие.

Из материалов дела следует, что здание, расположенное по <адрес> в <адрес>, является объектом культурного наследия «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.» и подлежит государственной охране на основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», указанное здание отнесено к объектам культурного наследия регионального значения.

Охранное обязательство на сегодняшний день не заключено, проходит стадию согласования в Средне-сибирском управлении Минкультуры России.

Паспорт объекта культурного наследия, установленной на сегодняшний день, формы, на указанный объект отсутствует, что не отрицается ответчиком.

Исходя из положений статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изготовление паспорта на объект культурного наследия относится к компетенции Министерства культуры <адрес>.

В ходе судебного заседания было установлено, что <адрес> Постановлением -п от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы», в рамках которой предусмотрено осуществление Министерством государственного учета и инвентаризации объектов культурного наследия <адрес>, определение границ их территорий, разработка проекта зон охраны, проведение государственной историко-культурной экспертизы и соответствующее финансирование на указанные мероприятия.

Между Министерством культуры <адрес> и федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» заключены государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по государственному учету и инвентаризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, утраченных объектов культурного наследия, а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия <адрес>. Условия указанных контрактов предусматривают их выполнение не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Результатом исполнения государственных контрактов будет определение предмета охраны, границ территории объекта культурного наследия по адресу: <адрес>

Ввиду вышеизложенных обстоятельств, требования Прокурора <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Министерства культуры <адрес> в части не оформления паспорта не оформления охранного обязательства объекта культурного наследия «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенного по <адрес> в <адрес>, не подлежат удовлетворению, поскольку факт бездействия не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Министерством культуры <адрес> на настоящий момент не исполнены требования Закона об охране объектов культурного наследия в части оформления паспорта объекта культурного наследия «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенного по <адрес>. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования <адрес> об обязании Министерства культуры <адрес> оформить и выдать паспорт объекта культурного наследия «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенный по <адрес>, в <адрес>, подлежат удовлетворению в порядке и сроках, определенными долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010 -2013 годы» и государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

    Требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

    Обязать Министерство культуры <адрес> оформить паспорт объекта культурного наследия – «Архиерейский дом, 1866-1886 гг.», расположенный по <адрес> в <адрес> в порядке и сроках, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия <адрес>» на 2010-2013 годы» и государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, оформить охранные обязательства на объект культурного наследия.

    В удовлетворении остальной части требований прокурору <адрес> отказать.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий                              подпись                                           Н.В.Петелина

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:                                                                                                                   Н.В.Петелина