Гражданское дело № 2-4486/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2012 года г. Красноярск
Федеральный суд Центрального района гор. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Поляковой ТП
с участием прокурора Башлыковой АП
при секретаре Курганской АВ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К об оспаривании бездействий избирательной комиссии города Красноярска,
УСТАНОВИЛ:
К обратилось в суд с заявлением об оспаривании бездействия Избирательной комиссии города Красноярска. Свои требования мотивировала тем, что Решением Красноярского городского Совета депутатов от 16.03.2012г. №В-289 на10 июня 2012 года назначены досрочные выборы Главы города Красноярска. Решением Избирательной комиссии города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Осколков МА был зарегистрирован кандидатом на должность Главы города Красноярска, как выдвинутый избирательным объединением К. 24.05.2012г. состоялось заседание Бюро Комитате К на котором было принято решение о направлении в комитет К представления об отзыве кандидата Осколкова МА. 25.05.2012г. состоялся У11 внеочередной Пленум К, на котором было рассмотрено представление Бюро и принято решение об отзыве кандидата. 30.05.2012г. состоялась У Отчетно-выборная Конференция, на которой постановили: отозвать зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова МА, выдвинутого К, на выборах, назначенных на 10.06.2012г. 31.05.2012г. соответствующее Постановление У Отчетно-выборной Конференции от 30.05.2012г. и Выписка из протокола Конференции от 30.05.2012г. были представлены в Избирательную комиссию города Красноярска. При этом ранее, в целях наиболее полного и оперативного информирования избирательной комиссии о процедуре отзыва кандидата 26.05.2012г., в Избирательную комиссию города Красноярска были представлены постановление и протокол У11 внеочередного Пленума Комитета К от 25.05.2012г. В соответствии со ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующее обращение должно быть рассмотрено в 5-ти дневный срок. Согласно п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» последний день для рассмотрения документов об отзыве кандидата и принятия решения об аннулировании регистрации – 04.06.2012г. Вместе с тем, никаких действий Избирательной комиссией города Красноярска осуществлено не было (никакие заседания по вопросу рассмотрения документов, представленных избирательным объединением, не состоялись), никакие решения не принимались. Рассмотрение вопроса об аннулировании регистрации кандидата, выдвинутого партией, в случае представления документов об отзыве кандидата является обязанностью избирательной комиссии, однако свою обязанность Избирательная комиссия города Красноярска не выполнила. Таким образом, имеет место бездействие Избирательной комиссии (выраженное в форме уклонения от принятия решения). Просит суд признать незаконным бездействие Избирательной комиссии <адрес> в части неприятия решения об аннулировании регистрации кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова МА, выдвинутого К на выборах, назначенных на 10.06.2012г. Обязать Избирательную комиссию города Красноярска незамедлительно принять решение об аннулировании регистрации кандидаты на должность Главы города Красноярска Осколкова МА, выдвинутого К на выборах, назначенных на 10.06.2012г.
В судебном заседании представители заявителя К» - Ковалева ИА, Кудрявцев ММ, Фурса ЕА (доверенность в деле), заявленные требования поддержали по основаниям указанным выше.
Представитель Избирательной комиссии города Красноярска – Карабонцев ЕМ (доверенность в деле) считает заявление не обоснованными и не подлежащим удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрены сроки для принятия Избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата. Поэтому у Избирательной комиссии еще есть время для принятия решения по заявлению К об отзыве кандидата Осколкова МА. Кроме того, избирательная комиссия не бездействует по данному вопросу, поскольку ею 01.06.2012г. были направлен два запроса: председателю избирательной комиссии Красноярского края и начальнику Управления Министерства юстиции РФ <данные изъяты>, ответы на которые до настоящего времени не поступили. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Осколков МА - Петрова ВК (доверенность в деле) заявление считает необоснованными и не подлежащим удовлетворению. Представил суду письменные возражения на заявление, которые поддержала в судебном заседании в полном объеме, и которые приобщены судом к материалам дела. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд находит заявление не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
В соответствии с п. 2 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.
В соответствии с п. 31 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» орган, избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, вправе отозвать этого кандидата. Решение об отзыве кандидата представляется в соответствующую избирательную комиссию на позднее, чем за пять дней до дня голосования. Если кандидат был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании регистрации кандидата.
Как установлено в судебном заседании, Решением Красноярского городского Совета депутатов от 16.03.2012 года №В-289 на 10.06.2012 года назначены досрочные выборы Главы города Красноярска. Решением Избирательной комиссии города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Осколков М.А. был зарегистрирован на должность Главы города Красноярска, как выдвинутый К».
24.05.2012г. состоялось заседание Бюро Комитате К, на котором было принято решение о направлении в комитет К представления об отзыве кандидата Осколкова МА.
25.05.2012г. состоялся У11 внеочередной Пленум К, на котором было рассмотрено представление Бюро и принято решение об отзыве кандидата.
30.05.2012г. состоялась У Отчетно-выборная Конференция, на которой постановили: отозвать зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова МА, выдвинутого К, на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:
- в связи с осуществлением Осколковым М.А. совокупности действий (бездействий), несовместимых с законными интересами К и политической партии в целом, членов политической партии и избирателей;
- дискредитацией К и руководителей ее структурных подразделений;
- нарушением требований избирательного законодательства, являющихся основанием для отмены регистрации кандидата;
- злоупотреблением своим конституционным правом в ущерб избирательным и иным конституционным правам членов К и поддерживающих ее избирателей;
- искажением конституционных принципов избирательного процесса, умоляющих принадлежащие избирателям и членам партии права.
31.05.2012г. соответствующее Постановление У Отчетно-выборной Конференции от 30.05.2012г. и Выписка из протокола Конференции от 30.05.2012г. были представлены в Избирательную комиссию города Красноярска. При этом ранее, в целях наиболее полного и оперативного информирования избирательной комиссии о процедуре отзыва кандидата26.05.2012г., в Избирательную комиссию города Красноярска были представлены постановление и протокол У11 внеочередного Пленума Комитета К от 25.05.2012г.
Суд относиться критически к доводам заявителя о том, что Избирательной комиссии города Красноярска в нарушение п. 1 ст. 11.1, ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нарушен срок для рассмотрения документов об отзыве кандидата и принятия решения об аннулировании регистрации, который истек 04.06.2012г.
Действующее выборное законодательство РФ не предусматривает специальный срок для рассмотрения документов органа политической партии об отзыве выдвинутого им кандидата избирательным органом.
Согласно п. 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, -немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В соответствии с п. 18 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
В силу п. 2 ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Согласно п. 4 ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Документы об отзыве кандидата на должность Главы г. Красноярска Осколкова МА были представлены заявителем в Избирательную комиссию города Красноярска 31.05.2012г. Следовательно, исходя из общего десятидневного срока последним днем, когда Избирательная комиссия г. Красноярска должна принять решение по документам заявителя, является 09.06.2012г., однако, данный день еще не наступил и десятидневный срок для принятия решения Избирательной комиссией г. Красноярска решения по документам заявителя не истек. Следовательно, факт бездействия со стороны Избирательной комиссии горда Красноярска отсутствует.
Суд также относиться критически к доводам заявителя о бездействии Избирательной комиссии города Красноярска выраженном в уклонении от принятия решения, по следующим основаниям.
После поступления документов в Избирательную комиссию города Красноярска об отзыве кандидата 31.05.2012г., председателем Избирательной комиссии города Красноярска Лисовской АГ 01.06.2012г. в целях принятия законного и обоснованного решения, в соответствии со ст. 38 ФЗ «О политических партиях» и ст. 23 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» были направлены два запроса о даче заключения и оказании методической помощи:
- начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> с просьбой дать заключение о соответствии представленных К документов от 30.05.2012г. от отзыве зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова МА, выдвинутого избирательным объединением «К» на выборах 10.06.2012г., Уставу партии в сочетании с требованиями пп «к» п. 2 ст. 21 ФЗ «О политических партиях»;
- председателю Избирательной комиссии Красноярского края с просьбой оказать методическую помощь в разрешении сложившейся ситуации и выразить свое мнение о соответствии представленных К документовот 30.05.2012г. от отзыве зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова МА, выдвинутого избирательным объединением К на выборах 10.06.2012г., требованиям ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» об отзыве избирательным объединением выдвинутого им кандидата.
Как пояснил в судебном заседании представитель Избирательной комиссии города Красноярска ответов на данные запросы до настоящего времени нет.
Бездействием является несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий, обязанность по совершению которых возложена на них законом либо иным нормативно правовым актом. Поскольку действующее выборное законодательство РФ не предусматривает специальный срок для рассмотрения документов органа политической партии об отзыве выдвинутого им кандидата избирательным органом, и исходя из общего десятидневного срока последним днем, является 09.06.2012г., то срок для принятия решения Избирательной комиссией города Красноярска по документам заявителя не истек. Кроме того, судом принимается во внимание то обстоятельство, что избирательное законодательство не содержит в себе запрета для избирательного органа с целью принятия законного и обоснованного решения, направлять запросы для дачи заключений и оказании методической помощи. Направление запросов с просьбой дачи заключения и оказания методической помощи является действиями Избирательной комиссии города Красноярска направленными для принятия законного и обоснованного решения по документам заявителя об отзыве кандидата.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не установлен факт бездействия Избирательной комиссии города Красноярска выраженного в форме уклонения от принятия решения, судом не установлено нарушений законодательства в действиях Избирательной комиссии города Красноярска в работе с документами заявителя об отзыве кандидата, комиссия действовала в строгом соответствии с законом и в соответствии со своей компетенцией. Требование заявителя об обязании Избирательную комиссию города Красноярска незамедлительно принять решение об аннулировании регистрации кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова МА является производным от первоначального требования, поскольку по первоначальному требованию суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, то производные требования также не подлежат удовлетворению. В связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований К об оспаривании бездействий избирательной комиссии города Красноярска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 5 дней, через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: /подпись/ Т. П. Полякова
Копия верна.
Судья.