о нарушении избирательного права



    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                            07 июня 2012 года

Центральный районный суд г.Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Жуля А.В.,

с участием заявителя Осколкова М.А. и его представителей Щербакова И.П. и Петровой В.К.,

представителей Красноярского регионального отделения (краевого) отделения «<данные изъяты>» Кудрявцева М.М. и Фурса Е.А.,

старшего помощника прокурора г.Красноярска Башлыковой А.П.

при секретаре    Васютиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Осколкова М.А. о признании незаконным Постановления V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты>» от 30.05.2012 года об отзыве зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова М.А.,

УСТАНОВИЛ:

Зарегистрированный кандидат на должность Главы города Красноярска Осколков М.А. выдвинутый Красноярским местным (городским) отделением политической партии <данные изъяты>» обратился в суд с жалобой о признании незаконным Постановления V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты>» от 30.05.2012 года (далее Постановление), согласно которого он был отозван как зарегистрированный кандидат на должность Главы города Красноярска.

01 июня 2012 года Постановление, а также выписка из протокола конференции были представлены в Избирательную комиссию города Красноярска.

С указанным Постановлением он не согласен, так как считает, что при его вынесении нарушены требования законодательства, которые заключаются в следующем:

- основания отзыва кандидата избирательным объединением не указаны в Уставе политической партии,

- Постановление является немотивированным,

- нарушение законодательства и интересов партии, вменяемые ему являются необоснованными,

- нарушения законодательства, вменяемые ему являлись предметом судебного разбирательства и не нашли своего подтверждения в соответствии с решением Центрального районного суда г.Красноярска от 31.05.2012 года.

В судебном заседании заявитель и его представители требования жалобы поддержали, по основаниям изложенным в ней.

Представители Красноярского регионального отделения (краевого) отделения «<данные изъяты>» в судебном заседании требования жалобы не признали, показав, что основания по которым Осколков М.А. был отозван изложены в обжалуемом постановлении и протоколе V отчетно-выборной Конференции. В обоснование своей позиции представили материалы свидетельствующие по их мнению о нарушениях допущенных Осколковым М.А., в связи с которыми он и был отозван.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования жалобы подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, в судебном заседании установлено, что Решением Красноярского городского Совета депутатов от 16.03.2012 года ЖВ-289 на 10.06.2012 года назначены досрочные выборы Главы города Красноярска. Решением Избирательной комиссии города Красноярска от 02.05.2012 года № 53/155 Осколков М.А. был зарегистрирован на должность Главы города Красноярска, как выдвинутый Красноярским местным (городским) отделением политической партии «<данные изъяты>

Постановлением V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты>» от 30.05.2012 года Осколков М.А. отозван, как зарегистрированный кандидат на выборы на должность Главы города Красноярска, назначенные на 10.06.2012 года, по следующим основаниям:

- в связи с осуществлением Осколковым М.А. совокупности действий (бездействий), несовместимых с законными интересами Красноярского местного (городского) отделения <данные изъяты> и политической партии в целом, членов политической партии и избирателей;

- дискредитацией <данные изъяты> и руководителей ее структурных подразделений;

- нарушением требований избирательного законодательства, являющихся основанием для отмены регистрации кандидата;

- злоупотреблением своим конституционным правом в ущерб избирательным и иным конституционным правам членов <данные изъяты> и поддерживающих ее избирателей;

- искажением конституционных принципов избирательного процесса, умоляющих принадлежащие избирателям и членам партии права.

Согласно протокола V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты> от 30.05.2012 года, в нем отражены повестка Конференции, ход ее проведения, выступления ее участников и результаты голосования.

Согласно п. 31 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу вправе отозвать этого кандидата. Решение об отзыве кандидата представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Если кандидат был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании регистрации кандидата.

В соответствии с положением, содержащимся в пункте 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.

Согласно подпункту "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" устав политической партии должен содержать положения, определяющие основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.

В соответствии со ст.22 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления» орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов в порядке, установленном Федеральным законом.

Согласно п.5.3 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к компетенции конференции местного отделения <данные изъяты> относится решение вопроса о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.

В соответствии с п.9.3 Устава выдвинутые высшими руководящими органами КПРФ или ее структурными подразделениями кандидаты в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления могут быть отозваны в порядке, предусмотренном Уставом партии.

Конкретных оснований, при наличии которых КПРФ имеет право отозвать выдвинутого зарегистрированного кандидата Устав не содержит.

Основанием для такого отзыва является решение постоянно действующего руководящего органа соответственно КПРФ или ее структурного подразделения. Выдвинутые кандидаты могут быть также отозваны партией или ее структурным подразделением в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно правовой позиции определенной постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 09.11.2009 года № 16-П Осколкову М.А. принадлежит право обжаловать Постановление V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты> от 30.05.2012 года, согласно которого он был отозван, как зарегистрированный кандидат на выборы на должность Главы города Красноярска, назначенные на 10.06.2012 года, как нарушающее его избирательное право- быть избранным.

По смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13, 19, 30 и 32, принцип свободных выборов предполагает равные и справедливые условия для регистрации кандидатов. Соответственно, устанавливаемые федеральным законом правила регистрации кандидата, хотя он и выдвигается избирательным объединением, не должны искажать существо права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, создавать необоснованные препятствия для его реализации, нарушать принцип равного избирательного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2000 года N 7-П). Из этого также следует, что отношения между выдвинувшим кандидата избирательным объединением и самим кандидатом должны строиться на началах, исключающих несоразмерные ограничения пассивного избирательного права.

Приобретение гражданином официального статуса кандидата в выборные органы местного самоуправления, выдвинутого политической партией как избирательным объединением, означает публично-правовое признание того факта, что процесс реализации пассивного избирательного права вступил в стадию. С этого момента у кандидата, помимо прав и обязанностей в его отношениях с политической партией, возникают юридически значимые связи с избирателями, избирательными комиссиями, доверенными лицами, средствами массовой информации и иными участниками избирательного процесса, а политическая партия утрачивает возможность по своему усмотрению, на основе одной лишь целесообразности решать вопрос о дальнейшем пребывании того или иного гражданина в качестве выдвинутого ею кандидата.

По смыслу статей 13 и 30 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2), политические партии, будучи одной из организационно-правовых форм общественных объединений, действуют на основе принципов верховенства права, демократии и плюрализма и на них в полной мере распространяется конституционная обязанность соблюдения конституционных прав и свобод в отношениях с гражданами, в том числе выдвигаемыми ею в качестве кандидатов в выборные органы местного самоуправления. При этом отзыв зарегистрированного кандидата, будучи прерогативой самой партии, не может носить произвольный характер, ставя граждан в ситуацию правовой и фактической неопределенности.

В силу конституционного принципа юридического равенства (равенство всех перед законом и судом и равноправие) ни в федеральном законе, ни в уставе политической партии основания отзыва зарегистрированного кандидата не должны формулироваться таким образом, чтобы оставлять гражданина в неведении относительно того, за какие деяния он лишается уже приобретенного статуса зарегистрированного кандидата. Иное нарушало бы формально-юридическую определенность правоотношений, в которых находятся зарегистрированные кандидаты и выдвинувшая их в качестве кандидата политическая партия, и тем самым - в нарушение статей 19 (части 1 и 2), 30, 32 (части 1 и 2), 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - приводило бы к несоразмерному ограничению избирательных прав, равно как и права на свободу объединения в политические партии.

Таким образом, учитывая, что Постановление V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты>» от 30.05.2012 года об отзыве зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова М.А. в нарушение указанных норм Закона является немотивированным, то суд считает, что данное обжалуемое Постановление является незаконным, а жалоба подлежит удовлетворению.

Доводы представителей Красноярского регионального отделения (краевого) отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации» о том, что основания и мотивы отзыва зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова М.А. изложены подробно в протоколе V отчетно-выборной Конференции, суд считает несостоятельными, так как составление протокола Конференции имеет своей целью отражение происходящего на Конференции и содержит выступления отдельных его участников, а также результаты голосования по тому или иному вопросу и не является окончательным документом принятым по результатам проведения Конференции, каковым является обжалуемое Постановление.

Также, суд считает необоснованными доводы Красноярского регионального отделения (краевого) отделения «<данные изъяты>» о том, что Законом не предусмотрена обязанность политической партии по составлению мотивированного решения об отзыве зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска, так как данная позиция основана на неверном трактовании норм права, а также нарушает баланс прав и обязанностей между кандидатом выдвинутым политической партией и самой политической партией.

При разрешении настоящей жалобы суд не входит в оценку обстоятельств, которые по мнению представителей Красноярского регионального отделения (краевого) отделения «<данные изъяты>» свидетельствуют о нарушении Осколковым М.А. избирательного законодательства и совершением им действий (бездействий) несовместимых с законными интересами Красноярского регионального отделения (краевого) политической партии «<данные изъяты>», так как они не указаны в качестве мотивов и оснований для принятия обжалуемого Постановления. Кроме того, часть из них уже была предметом судебного разбирательства и решением Центрального районного суда г.Красноярска от 31.05.2012 года по делу по заявлению Толмачева С.А. об отмене регистрации Осколкова М.А. признаны необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Осколкова М.А. о признании незаконным Постановления V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты>» от 30.05.2012 года об отзыве зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова М.А. удовлетворить.

Признать Постановление V отчетно-выборной Конференции Красноярского местного (городского) отделения политической партии «<данные изъяты> от 30.05.2012 года об отзыве зарегистрированного кандидата на должность Главы города Красноярска Осколкова М.А.- незаконным.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение пяти дней с момента его вынесения, путем подачи жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий                           подпись                                 А.В. Жуль

Верно:

Судья                                                                                                 А.В. Жуль