возложение обязанности



№ 2-1709/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2012 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дуниной О.А.,

при секретаре Юдиной О.С.,

с участием прокурора Бондаренко Е.Н.,

представителя ответчика Лаховой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска к ФГБУ «К», Таймырскому филиалу ФГБУ «К», Среднесибирскому межрегиональному территориальному управлению федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды об обязании обеспечения функционировании системы наблюдений и мониторинга окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Норильска обратился в суд с исковым заявлением к ФГБУ «К», Таймырскому филиалу ФГБУ «К», Среднесибирскому межрегиональному территориальному управлению федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды об обязании обеспечения функционировании системы наблюдений и мониторинга окружающей среды. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Норильска проведена проверка природоохранного законодательства на территории Норильского промышленного района. В ходе проверки установлено, что комплексная лаборатория по мониторингу окружающей среды с октября 2003 года находится на консервации из-за отсутствия приспособленного помещения для работы химической лаборатории. Данная лаборатория фактически не функционирует, отсутствует необходимое для ее работы помещение и оборудование. При этом согласно списку организаций наблюдательной сети и наблюдательных подразделений Росгидромета на территории Норильска такое подразделение числится как действующее. В соответствии с п. 10.2 РД 52.04.567-2003 закрытие наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) основной наблюдательной сети допускается в исключительных случаях при наличии положительных заключений головных НИУ и только с разрешения Росгидромета. Согласно п. 10.6 временное прекращение (продолжительностью не менее 1 года) работы наблюдательного подразделения или его отдельных пунктов наблюдений, в том числе так называемая консервация, рассматривается как их закрытие. По информации Среднесибирского УГМС вопрос о закрытии комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды г. Норильска не рассматривался, в Росгидромет ходатайство о закрытии не направлялось. Уровень загрязнения атмосферного воздуха Норильского промышленного района на протяжении ряда лет является самым высоким в Красноярском крае. Основная доля выбросов вредных загрязняющих веществ вносится предприятиями Заполярного филиала «Н». По данным государственного доклада «Об охране окружающей среды Красноярского края» за 2009 год всего предприятиями Красноярского края выброшено в атмосферный воздух 2 млн. 815 тыс. тонн вредных загрязняющих веществ. При этом доля «Н» составляет около 80 % от выбросов всех предприятий края, в год выбрасывает в атмосферный воздух около 2 млн. тонн вредных (загрязняющих) веществ. В результате указанных выбросов на территории г. Норильска регулярно фиксируются превышения предельно-допустимых концентраций, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Превышение ПДК, безусловно, определяет негативное влияние вредных, загрязняющих веществ на здоровье населения, обуславливая распространение экологически зависимых заболеваний. Просил суд с учетом уточнений к исковым требованиям обязать Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Среднесибирское межрегиональное территориальное управление федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «К», Таймырский филиал ФГБУ «К» обеспечить функционирование системы наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей природной среды на территории г.Норильска в срок до 1 декабря 2013 года.

Прокурор Бондаренко Е.Н. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФГБУ «К» Лахова В.А. (доверенность от 01.11.2011 года) иск не признала.

В судебное заседание представители ответчиков Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Среднесибирского межрегионального территориального управления федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Таймырского филиала ФГБУ «К» не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха, мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

В силу ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха, и обеспечение его проведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации №372 от 23.07.2004 года утверждено «Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Согласно п.1 федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. В соответствии с п. п. 5.4.3-5.4.4. Положения Росгидромет отвечает за формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения и государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

Постановлением Правительства Российской Федерации №622 от 23.08.2000 года утверждено «Положение о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды». В соответствии с п. п. 3, 4 которого, государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Основными задачами государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды являются, в том числе: обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данными о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также информацией о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии; организация согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей с целью комплексной оценки и прогноза, происходящих в ней изменений; представление необходимой информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, иные фонды и банки данных о состоянии окружающей природной среды; обеспечение согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей за состоянием окружающей природной среды с аналогичными международными и национальными системами.

Приказом Росгидромета №150 от 17.10.2000 года утвержден «Перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях», согласно п.1 которого проведение регулярных гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений, осуществление работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды на государственной наблюдательной сети относится к работам федерального назначения.

В соответствии с РД 52.04.567-2003 Положение о государственной наблюдательной сети, наблюдательным подразделением является структурная единица организации наблюдательной сети. Непосредственно выполняющая наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением в одном или нескольких закрепленных стационарных или подвижных пунктах наблюдений, а также выполняющая первичную обработку результатов наблюдений и передачу их по утвержденной схеме.

Росгидрометом 17.07.1998 года утверждены методические указания и общие требования к аккредитации лабораторий (центров) мониторинга загрязнения окружающей природной среды (РД 52.18.598-98). Согласно п. 5.11.1 которых основные производственные помещения лаборатории должны быть оснащены в соответствии с требованиями по безопасности труда, противопожарной и экологической безопасности, должны соответствовать и обеспечивать необходимые условия проведения анализа и предотвращения искажения результатов от воздействия внешних факторов.

В соответствии с п. 3.1.1 Положения о Таймырском филиале ФГБУ «Красноярский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» целью деятельности Филиала является обеспечение функционирования и развития государственной системы наблюдений за гидрометеорологическими процессами и состоянием окружающей среды, а также сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Согласно п. 2.1.1. Устава ФГБУ «К» целью его деятельности является обеспечение функционирования и развития государственной системы наблюдений за гидрометеорологическими процессами и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, а также сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии окружающей природной среды на территории Красноярского края.

Прокуратурой г.Норильска проведена проверка природоохранного законодательства на территории Норильского промышленного района. В ходе проверки установлено, что комплексная лаборатория по мониторингу окружающей среды с октября 2003 года находится на консервации из-за отсутствия приспособленного помещения для работы химической лаборатории. Данная лаборатория фактически не функционирует, отсутствует необходимое для ее работы помещение и оборудование.

При этом согласно списку организаций наблюдательной сети и наблюдательных подразделений Росгидромета на территории Норильска такое подразделение числится как действующее. В соответствии с п. 10.2 РД 52.04.567-2003 закрытие наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) основной наблюдательной сети допускается в исключительных случаях при наличии положительных заключений головных НИУ и только с разрешения Росгидромета. Согласно п. 10.6 временное прекращение (продолжительностью не менее 1 года) работы наблюдательного подразделения или его отдельных пунктов наблюдений, в том числе так называемая консервация, рассматривается как их закрытие.

По информации Среднесибирского УГМС вопрос о закрытии комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды г. Норильска не рассматривался, в Росгидромет ходатайство о закрытии не направлялось.

Отсутствие системы мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха на территории Норильского промышленного района приводит к неисполнению в полном объеме требований ст.ст. 8,9 «Международной конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» (ратифицирована Российской Федерацией, 1979г., Женева), а также предоставлению недостоверной информации в рамках «Совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей атмосферного воздуха на большие расстояния в Европе» (ратифицирована Российской Федерацией, вступила в силу с 28.01.1988 года), о выбросах вредных загрязняющих веществ, в том числе и двуокиси серы и их трансграничном перемещении.

Во исполнение международных норм права распоряжением Правительства Российской Федерации № 1458-р от 03.09.2010 года утверждены Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) и план мероприятий первого этапа (2010 - 2012 годы) реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата).

Указанные документы предусматривают развитие государственной системы мониторинга загрязнения окружающей среды. В частности, проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и их оптимизацию путем увеличения частоты наблюдений, расширения до международных требований перечня определяемых вредных примесей с учетом выбросов в атмосферу от источников загрязнения в городах с населением свыше 100 тыс. жителей и крупных промышленных центрах.

В Муниципальном образовании г. Норильск по данным на 01.07.2010 года постоянно проживает 202 тыс. человек.

Комплексная лаборатория по мониторингу окружающей среды, расположенная в г. Норильске, является обособленным оперативно-производственным подразделением в составе Таймырского филиала ФГБУ «К» не аттестована, не аккредитована и фактически не функционирует.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха Норильского промышленного района на протяжении ряда лет является самым высоким в Красноярском крае. Основная доля выбросов вредных загрязняющих веществ вносится предприятиями Заполярного филиала «Н». По данным государственного доклада «Об охране окружающей среды Красноярского края» за 2009 год всего предприятиями Красноярского края выброшено в атмосферный воздух 2 млн. 815 тыс. тонн вредных загрязняющих веществ. При этом, доля «Н» составляет около 80 % от выбросов всех предприятий края, в год выбрасывает в атмосферный воздух около 2 млн. тонн вредных (загрязняющих) веществ.

В результате указанных выбросов на территории г. Норильска регулярно фиксируются превышения предельно-допустимых концентраций, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Превышение ПДК определяет негативное влияние вредных, загрязняющих веществ на здоровье населения, обуславливая распространение экологически зависимых заболеваний.

В государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2010 году» указано, что среди населения Норильска, чаще регистрируются заболевания, связанные с воздействием факторов окружающей среды. Среднемноголетний (1992-2010) показатель впервые выявленной заболеваемости населения в г. Норильске превышает краевой по болезням: нервной системы и органов чувств (болезни глаза и уха) в 5,7 раза, болезни органов дыхания-9, осложнения беременности и родов-2,9. Уровень заболеваемости имеет тенденцию роста по классу болезней крови и кроветворных органов, системы кровообращения, эндокринной и нервной систем, болезни органов дыхания, злокачественные новообразования.

Согласно проекту нормативов ПДВ Заполярного филиала «Н» при наблюдении в жилой зоне г. Норильска в течение двух последовательных часов концентраций диоксида серы 5 ПДК, вводится 1 режим по регулированию выбросов (в соответствии с разработанными проектом мероприятиями), режимы II и III вводятся последовательно, если концентрация диоксида серы в жилой зоне не снижается в течение 2-х часов после введения предшествующего режима. Регулирование выбросов позволяет снизить концентрации загрязнения в приземном слое воздуха жилых зон по I режиму - на 10-20 %, по II режиму - 20- 40 %, по III режиму - 40-60 %.

Вместе с тем, проверить своевременность принятия «Н» мер (введения соответствующих режимов) с целью снижения концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе без данных комплексной лаборатории не представляется возможным.

В результате сложившейся ситуации на протяжении ряда лет контролирующие и надзорные органы в своей работе вынуждены использовать результаты измерений, проводимых ведомственной лабораторией «Н», достоверность которых не устанавливается, контрольные лабораторные исследования не проводятся.

При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Норильска о возложении обязанности на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Среднесибирское межрегиональное территориальное управление федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «К», Таймырский филиал ФГБУ «К» обеспечить функционирование системы наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей природной среды на территории г.Норильска в срок до 1 декабря 2013 года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Норильска удовлетворить.

Обязать Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Среднесибирское межрегиональное территориальное управление федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ «К», Таймырский филиал ФГБУ «К» обеспечить функционирование системы наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей природной среды на территории г.Норильска в срок до 1 декабря 2013 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения, изготовленного 21 июня 2012 года.

Председательствующий О.А.Дунина