№
копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2012 года
Центральный районный суд города Красноярска
В составе председательствующего судьи Голубевой Н.Н.
При секретаре Красовской А.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Организация-1 о признании бездействия незаконным, устранении выявленных нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к указанному ответчику, просит признать бездействие Ответчика, выраженное в неисполнении на предприятии Организация-1», требований санитарного законодательства незаконным. Обязать ответчика устранить нарушения п.5.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», 5.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», п. 6.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»: привести в рабочее состояние общеобменную механическую вентиляцию в помещении печатного цеха и обеспечить её работу, с предоставлением акта монтажа, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ответчика устранить нарушения п.3.1 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» - определить рабочие места пользователей ПЭВМ в помещении с естественным освещением, либо предоставить расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих на рабочих местах пользователей ПЭВМ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ответчика устранить нарушения ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 14.4 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; п.1.14. СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» - провести лабораторные исследования факторов производственной среды на всех рабочих местах, а именно: дирекции и прочего персонала в рабочих кабинетах (микроклимат, освещенность), пользователей ПЭВМ (микроклимат, освещенность, напряженность электромагнитного поля, электростатистического поля, плотность магнитного потока, аэроионный состав воздуха), в кабинетах оснащенных ксероксом (микроклимат, освещенность, оксиды азота, аэроионный состав воздуха, озон), плотника (освещенность, микроклимат, производственный шум, формальдегид, ацетон, ксилол), оператора послепечатного оборудования (освещенность, микроклимат, производственный шум, общая вибрация, пыль бумажная, ацетон), резчика (освещенность, микроклимат, производственный шум, пыль бумажная), нумеровщика (освещенность, микроклимат, формальдегид, ацетон, ксилол), с представлением протоколов инструментальных измерений и лабораторных испытаний факторов производственной среды, выполненных лабораторией, аккредитованной в установленном порядке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Ответчика исполнить требования ст. 34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», организовать проведение периодических медицинских осмотров всех работающих занятых на работах с вредными производственными факторами в соответствии с действующим законодательством, с предоставлением акта заключительной комиссии по результатам проведенных периодических осмотров, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что требования санитарного законодательства Российской Федерации ответчиком не исполняются в течение длительного периода времени, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ.
Одним из основных видов деятельности Ответчика является издательская, рекламная, рекламно-информационная, полиграфическая (листовая и офсетная печать, печать визиток, бланков, представительской продукции, открыток, буклетов, календарей, книг, журналов для медицинских и др. учреждений).
В ДД.ММ.ГГГГ. в Организация-1» при проведении плановой выездной проверки, были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
Общеобменная механическая вентиляция в помещении печатного цеха находится в нерабочем состоянии (незакончен монтаж - отсутствует вентиляционный агрегат), что является нарушением п. 5.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», 5.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», п. 6.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
На предприятии, рабочие места, оснащенные ПЭВМ и используемые для осуществления основной деятельности (рабочие места главного бухгалтера Титовой Г.И. и бухгалтера Курбатовой Т.А.) размещены в помещении, не имеющем естественного освещения (окна в помещении отсутствуют), расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих на предприятии отсутствуют (не представлены), что является нарушением п. 3.1 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Организация-1» не организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил в соответствии с Программой производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии, утвержденной генеральным директором Организация-1» Шкель О.А. ДД.ММ.ГГГГ, с проведением лабораторных и инструментальных исследований факторов производственной среды на всех рабочих местах пользователей ПЭВМ в ДД.ММ.ГГГГ а именно: не представлены (отсутствуют) протоколы инструментальных измерений параметров микроклимата, освещенности, ЭМИ, аэроионного состава воздуха на всех рабочих местах пользователей ПЭВМ (9 рабочих мест) в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, оборудованных ПЭВМ и используемых в работе сотрудниками (например: на рабочих местах пользователей ПЭВМ: главного бухгалтера Титовой Г.И., бухгалтера Курбатовой Т.А., офис-менеджера Малашиной Я.П., корректора Бутылиной Е.П., верстальщика Забродиной Т.Н., монтажиста-копировальщика Красноруцкой О,Н., дизайнера Нуждова А.В.), на рабочих местах сотрудников печатного цеха печатника Шишкина О.В., резчика Твитина А.С., нумеровщика Чепиковой НГ, оператора послепечатного оборудования Сапсуевой Н.Л., оператора послепечатного оборудования Русаковой Е.Ю. и др.) за ДД.ММ.ГГГГ г. и истекший период ДД.ММ.ГГГГ что является нарушением п.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.1.5, 2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 14.4 Сан-ПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; п. 1.14. СанИиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин».
4. Предварительный медицинский осмотр работников Организация-1» проводится с нарушением требований действующего законодательства, а именно, без учета будущей профессии, а также вредных факторов, в контакте с которыми работник будет осуществлять свою трудовую деятельность, следовательно, на предприятии, не организовано проведение предварительных, при поступлении на работу, (2 человека по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), и периодических медицинских осмотров всех работающих (24 человека) с вредными производственными факторами (освещенность, электромагнитные поля, аэроионный состав воздуха, производственный шум, пыль растительного происхождения (бумажная), толуол, бензол, углеводороды алифатические предельные, гексан, дигидрофуран-2-он и др.) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», при осуществлении работ на рабочих местах пользователей ПЭВМ, печатника, резчика, оператора послепечатного оборудования, работников послепечатного цеха, нумеровщика, водителя в соответствии с прилагаемым списком, не представлены (отсутствуют) контингент профессий, поименный список лиц, подлежащих медосмотру по предприятию в ДД.ММ.ГГГГ г. и за истекший период ДД.ММ.ГГГГ г., не представлен (отсутствует) акт заключительной комиссии за ДД.ММ.ГГГГ. и истекший период ДД.ММ.ГГГГ. по результатам периодического медосмотра, согласованные с Управлением Роспотребнадзора, что является нарушением п.1 ст.34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.13 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
По вышеуказанным фактам, были возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, были вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.
Ответчику было выдано предписание №/з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ответчика была проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица), предметом которой являлась проверка исполнения ранее выданного предписания.
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме вышеуказанного законного предписания заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес>.
По факту неисполнения выданного предписания в отношении руководителя юридического лица ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное дело по подведомственности было передано на рассмотрение мировому судье.
На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
Указанные факты стали возможными из-за бездействия Ответчика, непринятия соответствующих мер направленных к недопущению требований санитарного законодательства, в результате чего при наличии и сохранении данных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, не обеспечиваются безопасные условия для человека, нарушаются законные интересы всех работающих в Организация-1» и неопределенного круга лиц, поскольку невозможно установить круг лиц, которым может быть причинен вред.
В судебном заседании представители истца – Сурова Н.А. (действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) и Коваленко Н.А. (действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) полностью поддержали заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика – генеральный директор Организация-1» - Шкель О.А. иск признала, суду пояснила, что указанные нарушения действительно были допущены, будут приняты меры к их устранению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ,
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации -индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства к режиму труда и отдыха, оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания.
Пунктом п. 5.2. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 установлено: «Использование веществ 1 и 2 классов опасности допускается при непрерывном технологическом процессе в замкнутом цикле, закрытых технологических процессах. В отдельных случаях допускаются периодические технологические процессы, при этом необходимо предусмотреть изоляцию особо вредных участков работы, рациональную вентиляцию и обязательное использование соответствующих СИЗ. Любое существенное изменение параметров технологического процесса должно автоматически вести к соответствующему изменению работы вентиляции согласно требованиям действующих нормативно-технических документов.
В соответствии с п. 5.8. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 общеобменная приточно-вытяжная и местная вытяжная вентиляция работают в течение всей смены (или в период производства работ, в случае, если это помещение с временным пребыванием работников)».
Согласно п. 6.3. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, механическая вентиляция предусматривается для помещений и отдельных участков, в которых нормируемые микроклиматические параметры и содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не могут быть обеспечены естественной вентиляцией, а также для помещений и зон без естественного проветривания. Допускается проектирование совмещенной вентиляции - механической с частичным использованием естественного притока или удаления воздуха.
В соответствии с п. 3.1. СанПиН эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих.
Как установлено ст. 32 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с п. 14.4. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.
Положениями ст. 34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
В соответствии с п. 2.13. СП ДД.ММ.ГГГГ рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №н Минздравсоцразвития утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В ходе судебного разбирательства по данному делу установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ. в Организация-1 при проведении плановой выездной проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
1. Общеобменная механическая вентиляция в помещении печатного цеха находится в нерабочем состоянии (незакончен монтаж - отсутствует вентиляционный агрегат), что является нарушением п. 5.2 СП ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», 5.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», п.6.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий».
2. На предприятии, рабочие места, оснащенные ПЭВМ и используемые для осуществления основной деятельности (рабочие места главного бухгалтера Титовой Г.И. и бухгалтера Курбатовой Т.А.) размещены в помещении, не имеющем естественного освещения (окна в помещении отсутствуют), расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих на предприятии отсутствуют (не представлены), что является нарушением п. 3.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
3. Организация-1» не организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил в соответствии с Программой производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии, утвержденной генеральным директором Организация-1» Шкель О.А. ДД.ММ.ГГГГ, с проведением лабораторных и инструментальных исследований факторов производственной среды на всех рабочих местах пользователей ПЭВМ в ДД.ММ.ГГГГ а именно: не представлены (отсутствуют) протоколы инструментальных измерений параметров микроклимата, освещенности, ЭМИ, аэроионного состава воздуха на всех рабочих местах пользователей ПЭВМ (9 рабочих мест) в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, оборудованных ПЭВМ и используемых в работе сотрудниками (например: на рабочих местах пользователей ПЭВМ: главного бухгалтера Титовой Г.И., бухгалтера Курбатовой Т.А., офис-менеджера Малашиной Я.П., корректора Бутылиной Е.П., верстальщика Забродиной Т.Н., монтажиста-копировальщика Красноруцкой О,Н., дизайнера Нуждова А.В.), на рабочих местах сотрудников печатного цеха печатника Шишкина О.В., резчика Твитина А.С., нумеровщика Чепиковой НГ, оператора послепечатного оборудования Сапсуевой Н.Л., оператора послепечатного оборудования Русаковой Е.Ю. и др.) за ДД.ММ.ГГГГ г. и истекший период ДД.ММ.ГГГГ г., что является нарушением п.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.1.5, 2.1 ДД.ММ.ГГГГ «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 14.4 Сан-ПиН ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; п. 1.14. СанИиН № «Гигиенические требования к условиям труда женщин».
4. Предварительный медицинский осмотр работников Организация-1» проводится с нарушением требований действующего законодательства, а именно, без учета будущей профессии, а также вредных факторов, в контакте с которыми работник будет осуществлять свою трудовую деятельность, следовательно, на предприятии, не организовано проведение предварительных, при поступлении на работу, (2 человека по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), и периодических медицинских осмотров всех работающих (24 человека) с вредными производственными факторами (освещенность, электромагнитные поля, аэроионный состав воздуха, производственный шум, пыль растительного происхождения (бумажная), толуол, бензол, углеводороды алифатические предельные, гексан, дигидрофуран-2-он и др.) в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)», при осуществлении работ на рабочих местах пользователей ПЭВМ, печатника, резчика, оператора послепечатного оборудования, работников послепечатного цеха, нумеровщика, водителя в соответствии с прилагаемым списком, не представлены (отсутствуют) контингент профессий, поименный список лиц, подлежащих медосмотру по предприятию в ДД.ММ.ГГГГ г. и за истекший период ДД.ММ.ГГГГ г., не представлен (отсутствует) акт заключительной комиссии за ДД.ММ.ГГГГ. и истекший ДД.ММ.ГГГГ по результатам периодического медосмотра, согласованные с Управлением Роспотребнадзора, что является нарушением п.1 ст.34 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.13 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
По вышеуказанным фактам, были возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых были вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа.
Ответчику было выдано предписание №/з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ответчика была проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица), предметом которой являлась проверка исполнения ранее выданного предписания.
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме вышеуказанного законного предписания заместителя главного государственного санитарного врача по <адрес>.
По факту неисполнения выданного предписания в отношении руководителя юридического лица ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения данного дела, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.
Указанные обстоятельства признаются ответчиком, признавшим иск, и подтверждаются имеющимися в деле и исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, в том числе: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. л.д. 19-36 – копия), постановлениями по делу об административном правонарушении (л.д. л.д. 37-48 – копии), распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. л.д. 55-58 – копия), предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. л.д. 60-62 - копия), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. л.д. 63-65 – копия), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. л.д. 66-69).
Также из дела следует, что ответчиком утверждена Программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий Организация-1» (л.д. 49-54). Данной программой предусмотрены мероприятия по осуществлению производственного контроля, в том числе организация лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах (п.4.4).
Ввиду изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, как видно по делу, требования истца о признании бездействия ответчика не законным по существу не требуют самостоятельного разрешения, т.к. являются основанием заявленных требований, которые судом разрешены. Признание бездействия незаконным само по себе, не восстанавливает каким – либо образом права и законные интересы лиц, в защиту которых прокурор обратился с иском, а ответчик не относится к числу лиц, действия (бездействие) которых могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований прокурора в указанной части не имеется.
Что касается требований истца в оставшейся части, то, по существу, данные требования – это способ и порядок осуществления необходимых мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства. Такой порядок прямо предусмотрен законом и не требует дополнительного урегулирования (как в полном объеме, так и частично) судебным решением.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Организация-1 об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Организация-1 устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, а именно:
- привести в рабочее состояние общеобменную механическую вентиляцию в помещении печатного цеха и обеспечить её работу, с предоставлением акта монтажа, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- определить рабочие места пользователей ПЭВМ в помещении с естественным освещением, либо предоставить расчеты, обосновывающие соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих на рабочих местах пользователей ПЭВМ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- провести лабораторные исследования факторов производственной среды на всех рабочих местах, а именно: дирекции и прочего персонала в рабочих кабинетах (микроклимат, освещенность), пользователей ПЭВМ (микроклимат, освещенность, напряженность электромагнитного поля, электростатистического поля, плотность магнитного потока, аэроионный состав воздуха), в кабинетах оснащенных ксероксом (микроклимат, освещенность, оксиды азота, аэроионный состав воздуха, озон), плотника (освещенность, микроклимат, производственный шум, формальдегид, ацетон, ксилол), оператора послепечатного оборудования (освещенность, микроклимат, производственный шум, общая вибрация, пыль бумажная, ацетон), резчика (освещенность, микроклимат, производственный шум, пыль бумажная), нумеровщика (освещенность, микроклимат, формальдегид, ацетон, ксилол), с представлением протоколов инструментальных измерений и лабораторных испытаний факторов производственной среды, выполненных лабораторией, аккредитованной в установленном порядке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- организовать проведение периодических медицинских осмотров всех работающих занятых на работах с вредными производственными факторами в соответствии с действующим законодательством, с предоставлением акта заключительной комиссии по результатам проведенных периодических осмотров, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.
Председательствующий:
Копия верна.
Судья: Секретарь: