Дело №.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Федеральный суд <адрес>
В составе: председательствующего - Сидоренко ЕА
При секретаре - Буровой ВЮ
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, ДЕПАРТАМЕНТ о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН и ДЕПАРТАМЕНТ о защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Ссылается на то, что Проведенной проверкой прокуратурой <адрес> установлено, что согласно Уставу УЧРЕЖДЕНИЕ, утвержденному руководителем главного управления социальной защиты населения администрации <адрес>, учредителем УЧРЕЖДЕНИЕ является АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН. Центр создан для оказания социальных услуг семьям, детям и отдельным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, одним из направлений деятельности УЧРЕЖДЕНИЕ является социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Распоряжением №-недв от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение №
общей площадью 154,3 кв.м, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за УЧРЕЖДЕНИЕ право оперативного управления зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ На указанное помещение зарегистрировано право муниципальной собственности, о чем имеется свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ серии №. Собственником помещения является муниципальное образование - <адрес>. На входе в помещение УЧРЕЖДЕНИЕ в нарушение норм законодательства отсутствуют приспособления (пандус) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в помещение центра.
Определить круг лиц, в защиту которых обращается прокурор, не представляется возможным.
Обустройство объектов социальной инфраструктуры города для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа к ним обусловлено необходимостью решения повседневных проблем, стоящих перед инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Регламент исполнения департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города муниципальных функций.
В соответствии с п. 1.2. Регламента, Департамент в целях реализации полномочий по формированию, управлению и распоряжению муниципальным имуществом, землями, расположенными на территории <адрес>, осуществляет функции формирования муниципального имущества, контроля за активностью использования муниципального имущества, управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, осуществления управления муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) у муниципальных предприятий (учреждений), органов администрации города.
Таким образом, муниципальное образование <адрес>, ДЕПАРТАМЕНТ своим бездействием нарушают права инвалидов и маломобильных групп населения, выразившееся в необеспечении условий для их беспрепятственного доступа в социальное учреждение, то есть в реализации гражданских прав и свобод наравне с другими гражданами гарантированных ст. 17, 41 Конституции РФ.
Просит суд обязать Муниципальное образование - <адрес> и ДЕПАРТАМЕНТ обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно: установить пандус на входе в помещение УЧРЕЖДЕНИЕ расположенное по адресу<адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель процессуального истца помощник прокурора <адрес> Ахтямова О.Е. поддержала предъявленные требования полностью по изложенным выше основаниям. Дополнила, что прокурор просит возложить указанную обязанность на ДЕПАРТАМЕНТ, поскольку последний осуществляет полномочия собственника муниципального имущества.
Представители ответчика АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН Мулярова О.И., доверенность в деле, иск не признала. Суду пояснила, что АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН не является надлежащим ответчиком в данном споре. Письменные возражения приобщены к материалам дела. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика ДЕПАРТАМЕНТ Горшкова Е.С., доверенность в деле, иск не признала. Суду пояснила, что АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН не является надлежащим ответчиком в данном споре. Письменные возражения приобщены к материалам дела. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица УЧРЕЖДЕНИЕ Старовойтова С.В., доверенность в деле, в разрешении спора полагается на суд. Суду пояснила, что действительно вход в здание учреждения следует оборудовать пандусом. Однако учреждение финансируется за счет бюджетных средств города, которые учреждению на организацию пандуса не выделялись. Учреждение предпринимало меры для того, чтобы вход был оборудован пандусом, обратилось с соответствующий ходатайством в Главное управление социальной защиты населения АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, которое в свою очередь получило денежные средства для данной цели. Заказчиком работ являлось управление капитального строительства. Однако денежные средства не были реализованы, пандусом вход не обустроен. Организация пандуса на входе предусмотрена городской целевой программой Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения <адрес>" на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, местная организация Всероссийского общества инвалидов <адрес>, в судебное заседание не явилось, об уважительности причин отсутствия суд не уведомило, ходатайств об отложении слушания дела не заявляло.
Неисполнение третьим лицом процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет суду сделать вывод об отсутствии таковы, что в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав доводы участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд находит предъявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что помещение, в котором расположено УЧРЕЖДЕНИЕ, расположенное в <адрес> имеет центральный вход из нескольких ступеней, который не оборудован пандусом для беспрепятственного доступа инвалида, передвигающегося на кресле- коляске, что не оспаривается участниками процесса и подтверждается фотографией входа в здание.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Согласно ст.15 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из принципов градостроительного законодательства РФ.
Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан.
Согласно п.5.1 Свода правил проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. На входных площадках и портиках должны быть оборудованы на транспортно-пешеходных пандусах полосы движения для пешеходов и инвалидов на креслах-колясках (таблица 8.1 п.2.3 Свода правил).
Требований к АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН прокурором не заявлено. Требования к ДЕПАРТАМЕНТ основаны на том, что данный орган местного самоуправления осуществляет правомочие собственника в отношении муниципального имущества.
Между тем, суд считает, что иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам в силу следующего.
Согласно ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
Согласно ст.34 приведенного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно п. ст.45 Устава <адрес> реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.46 Устава <адрес> органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города.
Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города.
Из Постановления Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (вместе с "МДС 13-14.2000... ") следует, что в перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений входит частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, а также смена и усиление всех типов лестниц и их отдельных элементов.
Таким образом, оборудование зданий пандусов относится к капитальному ремонту.
В обоснование своих требований к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений прокурор ссылается на Регламент исполнения департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 168-<адрес> данный нормативный акт утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 654-ж "О признании утратившими силу правовых актов города".
Согласно с.с.1.1,1.2, 3.39 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 55/1, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> является органом администрации <адрес>, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории <адрес>.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и <адрес>, Уставом <адрес>, решениями Красноярского городского Совета, правовыми актами администрации города, настоящим Положением и другими нормативными актами.
Для выполнения возложенных задач Департамент в установленном порядке выполняет в том числе функции управления и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории <адрес>, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.
В силу изложенного в функции Департамента проведение мероприятий по капитальному ремонту муниципального имущества не входит.
Обязанности:
- обеспечить соблюдение требований действующего законодательства по созданию условий для свободного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям);
- обеспечить проектирование, строительство и реконструкцию зданий и сооружений с приспособлениями для доступа инвалидов в объемах требований нормативных документов;
- обязанность заказчиков проектных работ по объектам, расположенным в городе Красноярске, и проектные организации, выполняющие эти работы, предусматривать в заданиях на проектирование и в проектной документации выполнение мероприятий, установленных ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и действующими строительными нормативами возложены Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 132 "О мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" возложены на Департамент градостроительства, департамент городского хозяйства, управление социальной защиты населения администрации города, администрации районов в городе, а заказчиком по устройству приспособлений для доступа и беспрепятственного передвижения инвалидов определено управление социальной защиты населения администрации города.
Кроме того, согласно п.п.3.2, 3.3 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 114-р Департамент градостроительства определяет приоритетные направления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов для нужд <адрес>, готовит предложения по вопросам формирования проекта адресной инвестиционной программы города на очередной финансовый год, а также внесения изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу.
Таким образом, требования прокурора заявлены к ненадлежащим ответчикам.
Кроме того, не состоятельны доводы прокурора о том, что органы местного самоуправления своим бездействием нарушают права инвалидов и маломобильных групп населения, выразившееся в необеспечении условий для их беспрепятственного доступа в социальное учреждение в силу следующего.
Как было указано выше законом установлено, что муниципальные расходы в том числе на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 12-214 "О бюджете города на 2011 год и плановый перио<адрес> - 2013 годов" предусмотрены расходы муниципального бюджета на оборудование пандусами учреждений социального обслуживания населения и на реализацию городской целевой программы "Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения <адрес>" на 2011 - 2014 годы», утвержденной Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 180. При этом главным распорядителем в рамках бюджетных отношений является Департамент градостроительства администрации <адрес>, а муниципальным заказчиком – МКУ <адрес> «Управление капитального строительства.
Целью приведенной программы является создание условий для жизнедеятельности маломобильных жителей <адрес>, в том числе беспрепятственного доступа к объектам социальной сферы города маломобильных групп населения;
Предусмотрены 4 этапа реализации программных мероприятий по годам.
Этап 1. В 2011 году планируется:
- разработка проектно-сметной документации на обустройство 50 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: учреждений здравоохранения (на 26 пандусов), образовательных учреждений (на 20 пандусов) и учреждений социального обслуживания населения (на 4 пандуса);
- обустройство 2 пандусами 2 муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
Этап 2. В 2012 году планируется:
- разработка проектно-сметной документации на обустройство 61 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: учреждений здравоохранения (на 30 пандусов), образовательных учреждений (на 20 пандусов) и учреждений социального обслуживания населения (на 11 пандусов);
- обустройство 94 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: 66 пандусами учреждений здравоохранения, 20 пандусами образовательных учреждений и 3 пандусами учреждений социального обслуживания населения, а также приобретение 5 переносных пандусов для муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
Этап 3. В 2013 году планируется:
- разработка проектно-сметной документации на обустройство 20 пандусами муниципальных образовательных учреждений;
- обустройство 31 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: 20 пандусами образовательных учреждений и 11 пандусами учреждений социального обслуживания населения;
Этап 4. В 2014 году планируется:
- разработка проектно-сметной документации на обустройство 29 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: образовательных учреждений (на 20 пандусов), учреждений молодежной политики города (на 5 пандусов) и учреждений физической культуры, спорта и туризма (на 4 пандуса);
- обустройство 29 пандусами муниципальных учреждений социальной сферы, в том числе: 20 пандусами образовательных учреждений, 5 пандусами учреждений молодежной политики города и 4 пандусами учреждений физической культуры, спорта и туризма;
- приобретение 59 переносных телескопических пандусов для муниципальных учреждений культуры;
В силу изложенного у суда не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении предъявленных прокурором <адрес> к АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, ДЕПАРТАМЕНТ требований о возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры - отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в <адрес> суд через Федеральный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: