Гражданское дело №
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 23 июля 2012 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Петелиной Н.В.,
при секретаре Цоцколаури А.Ш.,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Красноярска – Полянской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об устранении нарушений требований лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности, мотивируя свои требования следующим.
Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес>, установлены нарушения ООО «<данные изъяты>» требований лесного законодательства при заготовке древесины. ООО «<данные изъяты>» осуществляет заготовку древесины на лесных участках КГКУ «Кодинское лесничество» Лаушкардинское участковое лесничество кварталы №№ имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре № предназначенного для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет свою деятельность с нарушением требований лесного законодательства, выразившееся в нарушении установленной законом обязанности по разработке проекта освоения лесов, чем создает угрозу безопасного пребывания в лесах неопределенного круга лиц.
Устав ООО «<данные изъяты>» утвержден решением единственного учредителя ДД.ММ.ГГГГ в лице генерального директора Карпова А.Б. и зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № по <адрес>. ООО «<данные изъяты>» осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов, что прямо противоречит требованиям ст.88,89 Лесного Кодекса РФ, лицам, которым предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляет проект освоения лесов в соответствии со ст.12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливается уполномоченным федеральным органов исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке установленным уполномоченным федеральным органов исполнительной власти. Без утвержденного проекта освоения лесов не определены вид и объем разрешенного использования лесов, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, мероприятий по создания лесной инфраструктуры, противопожарные мероприятия.
Нарушением ответчиком указанных требований федерального законодательства ведет к нарушению интересов РФ как собственника лесного участка, используемого с нарушением лесного и природного законодательства.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник <адрес> Полянская Е.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>», в зал суда не явился, о времени и месте слушания гражданского дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил. Ходатайств об отложении не представил.
Представитель третьего лица Агентства лесной отрасли <адрес>, в зал судебного заседания не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрение дела в свое отсутствие, указал, что не возражает против удовлетворения требований прокурора.
При таких обстоятельствах, суд в силу ст.167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.77, 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.100 Лесного кодекса Российской Федерации юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
Пунктом 2 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил заготовки древесины» установлено, что заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.
В соответствии со ст.12 Лесного Кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
На основании ч.2 ст. 24 Лесного Кодекса РФ, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком
Кроме того, в силу ч.4 ст.61 Лесного Кодекса РФ, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
В силу ст.85 Лесного Кодекса РФ, планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
На основании ст.88 Лесного Кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления (статья 89 Лесного Кодекса РФ).
В силу п.3 приказа Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду (Приказ Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил заготовки древесины».
Таким образом, нарушение выше указанных норм лесного законодательства ООО «<данные изъяты>» привело к нарушению интересов Российской Федерации, так как согласно ч.1 ст.8 Лесного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности РФ. Нарушение интересов РФ влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц проживающих на территории РФ. Так как, проект освоения лесов включает в себя мероприятия по охране и защите лесов, нерациональное использование лесов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
До настоящего времени ответчиком не разработан проект освоения лесов.
При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов на лесных участках КГКУ «<адрес> лесничество» Лаушкардинское участковое лесничество кварталы № №., имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре № предназначенного для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» разработать проект освоения лесов на лесной участок, находящийся по адресу: <адрес> КГКУ «<адрес> лесничество» <адрес> участковое лесничество кварталы № номер учетной записи в государственном лесном реестре № предназначенный для заготовки древесины и предоставленный на основании договора аренды лесного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агентством лесной отрасли <адрес> и ООО «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий подпись Н.В.Петелина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В.Петелина