Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 апреля 2012г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
С участием прокурора Яценко ИИ
При секретаре Буровой ВЮ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об оспаривании бездействия АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН
Ссылается на то, что проверкой установлено, что в соответствии с заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
В нарушение требований закона, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, решение о сроках отселения физических лиц многоквартирного жилого дома по <адрес> <адрес>, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени не принято, срок отселения граждан не установлен, собственники жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома о признании дома аварийным, подлежащим сносу и сроках отселения граждан не уведомлены.
Таким образом, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН не выполняются обязанности, установленные действующим законодательством.
Бездействием АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, выраженном в не установлении срока отселения физических лиц из помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> <адрес>, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, не уведомлении собственников жилых помещений указанного дома о признании дома аварийным, подлежащим сносу и сроках отселения граждан, - нарушаются жилищные права граждан, в том числе, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище, по которым понимается пригодное для постоянного проживания жилое помещение (ст. 15 ЖК РФ).
Круг лиц, проживающих в доме по <адрес>, не может быть определен, поскольку состав семей собственников и нанимателей жилых помещений в данном доме может меняться в силу свободы выбора места жительства, гарантированной статьей 27 Конституции Российской Федерации, а также, в связи с рождением, смертью, разводом, супружеством и т.д. Кроме того, поскольку собственники жилых помещений указанного дома, в соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации обладают правомочиями владения, пользования и распоряжения принадлежащими им жилыми помещениями, в случае реализации предоставленных законом правомочий будут затронуты права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обращение прокурора с данным заявлением обусловлено интересами неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме по <адрес>, поскольку бездействием АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН нарушаются их жилищные права.
Просит суд признать бездействие АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, выраженное в не установлении срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, а также в не уведомлении собственников жилых помещений данного дома о том, что их дом признан аварийным и подлежащим сносу и сроках сноса, незаконным, обязать АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН совершить действия, установленные действующим законодательством: установить срок отселения физических лиц из многоквартирного дома по адресу: г, <адрес> признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу; довести до сведения собственников помещений указанного дома решение о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке, в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда.
В ходе судебного разбирательства прокурор изменил предмет требований и просит:
признать бездействие АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН, выраженное в не предъявлении к собственникам жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, требований о его сносе в разумный срок, незаконным, обязать АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН совершить действия, установленные действующим законодательством: предъявить к собственникам многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> требования о его сносе в разумный срок.
В судебном заседании прокурор Яценко ИИ заявление поддержала по выше изложенным основаниям.
Представитель АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН Прохоренко НС, доверенность в деле, заявление считает необоснованным. Суду пояснила, что законом сроки направления требований к собственникам многоквартирного жилого дома, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, о сносе такого жилого дома не установлены. Круг лиц, чьи интересы затрагиваются, достаточно определенный, поскольку данный круг лиц может быть определен на момент принятия заключения межведомственной комиссии и может быть определен на сегодняшний момент. Направление требований собственникам возможно только после включения в программу по сносу аварийного жилья: либо в муниципальную либо в краевую в зависимости от источника финансирования. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель Департамента городского хозяйства администрации г.<адрес> Топоев ИИ, доверенность в деле, заявление считает необоснованным, поддержал возражения представителя АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в части в силу следующего.
В силу ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1,2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
П.42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
Заключением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, дано заключение ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии СанПин, износ конструктивных элементов жилого <адрес>%, в соответствии с п.33 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> признать непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Заключение принято в том числе на основании технического заключения ОБЩЕСТВО-1 по результатам обследования строительных конструкций жилого <адрес> в <адрес>, Шифр: № в соответствии с которым жилой дом не соответствует требованиям санитарно-технических, противопожарных и др. норм, действующих на территории Российской Федерации, и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию. Проведение реконструкции или капитального ремонта здания нецелесообразно из-за значительного физического износа строительных конструкций и внутренних систем инженерного оборудования (более 68%).
Согласно информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-№ по данным Реестра муниципальной собственности данный жилой дом в реестре муниципальной собственности не числится.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, закон требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Между тем, ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации не устанавливает срока, в который может быть предъявлено к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе, в связи с чем у суда не имеется оснований для признания незаконным бездействие органа местного самоуправления, выраженное в не предъявлении к собственникам жилых помещений данного многоквартирного дома, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, требований о его сносе в разумный срок.
Однако суд считает возможным удовлетворить требование прокурора о возложении обязанности на АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН предъявить к собственникам многоквартирного жилого дома требование о сносе в разумный срок, поскольку заключение МВК принято еще в ДД.ММ.ГГГГ., на тот момент конструктивные элементы жилого дома уже имели износ более 68%, а его состояние не обеспечивало безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию, соответственно с течением времени его состояние еще более ухудшается, что может привести к негативным последствиям как для владельцев помещений в данном жилом доме, так и для иных граждан.
Доводы АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН о том, что круг лиц, чьи интересы затрагиваются заявленными прокурором требованиями, является определенным, суд не может принять во внимание, поскольку сохранение данного аварийного жилого дома создает угрозу опасности для жизни и здоровья в том числе и иных граждан, в нем не проживающих.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Обязать АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОРГАН предъявить к собственникам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, требование о сносе в разумный срок.
В остальной части в удовлетворении предъявленных прокурором требований отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в <адрес> суд через Федеральный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: ЕА Сидоренко