Решение по ст.9.1 КоАП РФ



                                    

РЕШЕНИЕ

г.Красноярск                                «20» декабря 2011 года

Судья федерального суда Центрального района г.Красноярска     Агапова Г.В.

С участием Дарымова Ю.М.

Представителя Федорченко А.В.

Представителя Ростехнадзора Сергомановой А.Н., Привалихиной Л.Д.

При секретаре                                Волковой К.С.

Рассмотрев жалобу Дарымова Ю.М. на постановление государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 10.10.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,

Установил:

     В соответствии с плановой выездной проверкой ООО «К» в период с 12 сентября по 07 октября 2011 года представителями Ростехнадзора выявлены нарушения требования законодательства, нормативно-правовых актов, норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – склада хлора с хлораторной (водозабор о.Татышев), на основании чего составлен протокол об административном правонарушении.

    Постановлением от 10.10.2011 года Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дарымов Ю.М. как начальник газоспасательной службы ООО «К» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ с наложением наказания в виде штраф в сумме 20 000 рублей.

    Постановлением установлено, что ООО «К» эксплуатирует химически опасный производственный объект- склад хлора с хлораторной (водозабор о.Татышев), с нарушением Законодательства РФ, требований норм и правил в области промышленной безопасности:

1.На предприятии не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, что показала учебная тревога, проведенная с отступлениями от оперативной части ПЛАС по сценарию С-2 «Образование свища с результате точечной коррозии корпуса контейнера» на складе хлора о.Татышев:

-оператор хлораторной теряла время на рассказ о своих действиях вместо того, чтобы действовать практически и не применила средства защиты органов дыхания в загазованной зоне;

-члены НГСФ не применили изолирующие средства защиты органов дыхания при работе в загазованной зоне, не проверили отсутствие пострадавших, не проверили отсутствие пострадавших, не контролировали состояние воздушной среды в складе хлора, долго и неумело включались в воздушные дыхательные аппараты перед входом совместно с профессиональным АСФ в склад хлора повторно;

-начальник участка водозабора не применил противогаз для оценки обстановки и ограничения доступа в загазованную зону;

-начальник цеха водозаборных сооружений не применил средства индивидуальной защиты и не выставил посты;

-первый заместитель генерального директора не прибыл на место проведения учебной тревоги;

-неверно было передано сообщение о месте аварийной ситуации членам профессионального АСФ, поэтому вместо установки консоли на корпус контейнера ими был установлен герметизирующий колпак на арматуру контейнера.

    Перечисленное является нарушением ст.9, ст.10 Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116, п.1.16, 1.19, 1.21, 1.24 «Методических указаний о порядке разработки Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах» РД-09-536-03.

    Дарымов Ю.М. обжаловал постановление, свою жалобу мотивирует тем, что ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ предусмотрено обширный перечень обязанностей организации, эксплуатирующей опасный производственный объект и работников организации. Кроме того, ст.10 данного закона установлен конкретный перечень обязанностей эксплуатирующей опасный производственный объект организации, ВЦ елях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Однако, из постановления не усматривается какие конкретно из данных обязанностей были не выполнены. Кроме того, каким образом пункты положения были ООО «К» нарушены, в постановлении не содержится. Также постановление не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Также выявленные нарушения не относятся к компетенции Дарымова Ю.М.

    В судебном заседании Дарымов Ю.М. и его представитель доводы жалобы поддержали в полном объеме по основаниям, в ней указанным.

    Представители Ростехнадзора полагали вынесенное постановление законным и обоснованным.

     Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные материалы, суд находит постановление законным и обоснованным и жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Статьей 9 Федерального Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

-соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

-иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

-допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

-обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

-иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

-организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

-обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

-обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

-предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

-обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

-разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

-заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

-выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

-приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

-осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

-принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

-анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

-своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

-принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

-вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

-представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

-соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

-проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

-незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

-в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

-в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 10 Федерального Закона установлены требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

-планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

-заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

-иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

-создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

В числе обязанностей эксплуатирующей организации предусматривает выполнение определенных действий по обеспечению предотвращения техногенных чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах и ликвидации их последствий. Все подобные обязанности эксплуатирующих организаций можно классифицировать на следующие группы:

1) проведение предупредительных мероприятий, обеспечение готовности к чрезвычайной ситуации, в том числе:

- организация и осуществление производственного контроля,

- обеспечение наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, проведение диагностики, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объект;

- обеспечение выполнения требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

- разработка декларации промышленной безопасности;

- заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- выполнение распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями;

- ведение учета аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

- принятие мер по обеспечению защиты жизни и здоровья работников от аварий на опасном производственном объекте;

Положения статьи 10 Федерального Закона направлены на обеспечение своевременной локализации аварий на опасных производственных объектах и ликвидации их последствий.

В целях предупреждения аварий на опасных производственных объектах, случаев производственного травматизма, обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, устанавливают обязанность эксплуатирующей организации планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий.

Функция планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах реализуется путем составления эксплуатирующими организациями плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Применительно к взрывопожароопасным и химически опасным производственным объектам Госгортехнадзором России в 2003 г. были разработаны Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах.

Целями разработки ПЛАС на таких объектах являются:

- определение возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития, готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

- планирование действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработке мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;

- выявление достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.

ПЛАС разрабатывается применительно к отдельным цехам, отделениям, участкам и установкам, отдельным химико-технологическим объектам, перечень которых утверждается техническим руководителем организации. При наличии в штате специалистов ПЛАС может выполняться самостоятельно (сотрудниками организации), либо специалисты или выполняющие такие работы юридические лица могут разрабатывать ПЛАС по заданию для эксплуатирующей организации на основе договора.

Должностной инструкцией <данные изъяты>, которым является Дарымов Ю.М. определено:

П.3.7 Организация правильной эксплуатации, хранения и ремонта находящейся на оснащении ГСС техники, систематическая проверка готовности технического оснащения к действию;

П.3.13 Организация профилактической работы по предупреждению аварий и чрезвычайных ситуаций, осуществление контроля за её исполнением.

С учетом указанных требований суд отклоняет доводы Дарымова Ю.М., что он безосновательно привлечен к административной ответственности, поскольку люди, участвующие при проведении проверки не входят в его подчинение.

Кроме того, отсутствие Дарымова Ю.М. в период начала проверки не может являться поводом для признания постановления не законным, поскольку сама проверка не требует его непосредственного присутствия, протокол об административном правонарушении и постановление об административном правонарушении составлялись в присутствии Дарымова Ю.М., где он давал свои объяснения.

Ссылка в постановлении на пункты Методических указаний без их конкретного отношения к совершенным Дарымовым Ю.М. действиям, не служит также основанием для отмены вынесенного постановления. Сам факт административного правонарушения при проведении проверки установлен, в постановлении сделана ссылка на ст.9, 10 Федерального Закона №116-ФЗ. В резолютивной части сделано указание на статью КоАП РФ, согласно которой Дарымов Ю.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, в силу чего не имеется оснований полагать о нарушении ст.29.10 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для отмены вынесенного постановления и прекращения производства на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

     Жалобу Дарымова Ю.М. на постановление государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 10.10.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии, с подачей жалобы через суд Центрального района г.Красноярска.

Судья                                            Г.В. Агапова