о понуждении кисполнению обязанностей водопользования



Дело № 2-985-2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Мельниковой М.И.,

при секретаре Сергеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

14 сентября 2010 года

гражданское дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУП «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» о понуждении к исполнению обязанности водопользователя,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту РФ, а также неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» (далее МУП «УК ПКК») о понуждении к исполнению обязанности получить решение о предоставлении водных объектов в пользование и разрешение на сброс смешанных сточных вод в водные объекты, мотивируя тем, что проведена проверка соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Проверкой установлено, что МУП «УК ПКК», при осуществлении своей основной деятельности, предусмотренной Уставом, самовольно использует поверхностные водные объекты – реки Аба и Маганак для сброса смешанных сточных вод через выпуски Номер обезличен (п. Красный Углекоп), Номер обезличен (п. Ясная Поляна), Номер обезличен (п. Зенковские Уклоны), Номер обезличен (п. Маганак) в отсутствие разрешительных документов – решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект через очистные сооружения, а также нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в данные реки для очистных сооружений. Пользование поверхностными водными объектами для сброса смешанных сточных вод через очистные сооружения в отсутствие решения органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод является грубым нарушение ст. ст. 8, 9, 11, 21, 22, 23, 26, 44 п. 4 Водного кодекса РФ, ст.ст. 22, 23 п. 1, 39, 34 п. 3 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено. Согласно сведений об использовании воды за 2009 год по статотчетности Номер обезличенТП (водхоз) МУП «УК ПКК» произвело сброс сточных вод в водные объекты – ... в объеме 213 тыс. куб.м., ... в объеме 182 тыс. куб.м., и продолжает осуществлять сброс сточных вод в 2010 году. Таким образом, материалами проверки подтверждается, что в 2009 году МУП «УК «ПКК» производило незаконное водопользование путем сброса смешанных сточных вод в ... и в ... в отсутствие решения о предоставлении данных объектов в пользование и в настоящее время продолжает осуществлять незаконное водопользование, не имея решения о предоставлении водных объектов в пользование, нормативов допустимого сброса, а также разрешений на осуществление сброса сточных вод, что свидетельствует о нарушении МУП «УК ПКК» требований природоохранного законодательства. Осуществление МУП «УК ПКК» незаконного сброса сточных вод в поверхностные водные объекты нарушает права РФ, как собственника природного ресурса – ... и ..., и конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Истец просит обязать МУП «УК ПКК» получить решение о предоставлении водных объектов ... и ... в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через выпуски Номер обезличенНомер обезличен, 2, 3, 4, расположенные в ..., ..., ..., ..., и получить разрешение на сброс смешанных сточных вод через вышеуказанные выпуски в порядке, установленном водным законодательством, в срок до Дата обезличена года.

В судебном заседании и.о. прокурора Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Курочкина А.В. поддержала иск прокурора по указанным основаниям, считает, что для получения всех согласований с соответствующих государственных органах, необходимых для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - ..., ..., и решений о предоставлении рек Аба и Маганак в пользование в целях сброса сточных вод, ответчику необходимо около года, поэтому они указали в иске срок до Дата обезличена года.

Представитель ответчика Тесленко Е.А. иск признала, пояснила, что МУП «УК ПКК» фактически использует водные объекты – реки Аба и Маганак в своей производственной деятельности для сброса сточных вод без должным образом оформленных документов, так как у муниципалитета очистные сооружения не оформлены как объекты собственности. Согласны с тем, что они обязаны получить решение о предоставлении данных рек в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через выпуски Номер обезличенНомер обезличен, 2? 3, 4, и получить разрешение на сброс в них загрязняющих веществ. Срок для получения решения и разрешения согласован с природоохранной прокуратурой, считает, что до Дата обезличена года они смогут получить необходимые решение и разрешение.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Водные объекты находятся в собственности РФ (п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ).

Согласно ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 ВК РФ.

Согласно ст. 11 ч. 2 п. 2 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

При предоставлении права пользования водным объектом должно учитываться состояние водных объектов. Согласно ст. 22 ВК РФ в решении о предоставлении водного объекта в пользование должно содержаться: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии со ст. 23 ч. 1 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование, в случаях, предусмотренных ст. 11 ч. 2 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 11 ч. 4 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Согласно ст. 37 ВК РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных Кодексом целей.

В соответствии со ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 22 ч. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Частью 1 ст. 23 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно ст. 23 ч. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 4 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от Дата обезличена года Номер обезличен, разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ.

Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно, как об объекте права собственности и иных прав (ст. 3 ВК РФ). Водное законодательство и, изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, основываются на принципах: значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритета охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Обеспечение указанных положений закона осуществляется путем принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, так как в соответствии со ст. 9 ВК РФ юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии со ст. 4 ч. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.

В судебном заседании установлено, что МУП «УК ПКК» осуществляет незаконный сброс сточных вод в водные объекты, чем нарушает права РФ, как собственника природного ресурса – поверхностных водных объектов рек Аба и Маганак, и конституционное право граждан на благополучную окружающую среду.

Ответчиком до настоящего времени не получены решение о предоставлении водных объектов в пользование и разрешение на сброс загрязняющих веществ в ... и ... по выпускам Номер обезличен, 2, 3, 4. Из информации об использовании воды и о количестве сброшенных сточных вод л.д. 26-30) видно, какое количество смешанных сточных вод сброшено в ... и ... по выпускам Номер обезличен (п. Красный Углекоп), Номер обезличен (п. Ясная Поляна), Номер обезличен (п. Зенковский Уклон), Номер обезличен (п. Маганак).

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик может признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В судебном заседании представитель ответчика признал в полном объеме. Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не нарушает прав и законных интересов других лиц, такое признание иска не противоречит закону.

Таким образом, суд удовлетворяет заявленные истцом требования, обязывает МУП «УК ПКК» получить решение о предоставлении водных объектов ... и ... в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через выпуски Номер обезличенНомер обезличен, 2, 3, 4, расположенные в ..., ..., ..., ..., и получить разрешение на сброс смешанных сточных вод через вышеуказанные выпуски в порядке, установленном водным законодательством.

Прокурор просит установить срок для получения данных решения и разрешения до Дата обезличена года. Представитель ответчика согласен с указанным сроком. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным установить срок исполнения решения до Дата обезличена года, так как за этот период времени возможно получение всех необходимых согласований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» ... получить решение о предоставлении водных объектов – реки Аба и реки Маганак в пользование для осуществления сброса смешанных сточных вод через выпуски Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, расположенные в ..., ..., ..., ..., в порядке, установленном водным законодательством, в срок до Дата обезличена года.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» ... получить разрешение на сброс смешанных сточных вод через выпуски Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, расположенные в ..., ..., ..., ..., в водные объекты – реку Аба и реку Маганак, в порядке, установленном водным законодательством, в срок до Дата обезличена года.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания «Прокопьевский коммунальный комплекс» ... госпошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Верно. Судья Мельникова М.И.