Дело 2 – Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Прокопьевска, Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Патрушевой Г.Н.,
при секретаре Гартман Т.В.,
с участием помощника прокурора г. Прокопьевска Бабкиной З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 17 сентября 2010 года
гражданское дело по иску
Прокурора г. Прокопьевска в интересах
неопределенного круга лиц
к МУ «Управление жилищно-коммунального
хозяйства» Администрации города Прокопьевска»,
Администрации города Прокопьевска
о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Прокопьевска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» (далее – МУ «УЖКХ») и Администрации города Прокопьевска (далее – Администрация) о понуждении к совершению действий, в котором просил обязать МУ «УЖКХ» в срок до 31.10.2010 г. совершить действия по приведению участка автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозова, 70 (напротив АБК ООО «Шахта «Зиминка») в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52766-2007, для чего в установленном законом порядке разместить муниципальный заказ и профинансировать его исполнение, а при недостаточности денежных средств у МУ «УЖКХ» возложить субсидиарную ответственность на Администрацию города Прокопьевска. Свои требования мотивировал тем, что пешеходный переход на участке автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозовой, 70 (напротив АБК шахты «Зиминка») оборудован дорожными знаками с индексом 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» и горизонтальной разметкой с индексом 1.14.1 с нарушением требований «ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. № 120-ст (ред. от 08.12.2005). В нарушение п.п. 5.6.24, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, ширина пешеходного перехода, заключенного между знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», составляет 14 м вместо установленных 6 м. На данном участке дороги также имеются остановочные пункты, размещение которых не соответствует требованиям п. 5.3.2.5 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст. В нарушение п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 места остановок не имеют обустроенных заездных «карманов», посадочных площадок, остановочных павильонов, дорожных знаков с индексом 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Указанные факты являются нарушением требований ст. ст. 12, 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) «О безопасности дорожного движения», ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которым содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения экспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.Ненадлежащее выполнение ответчиком мероприятий по организации содержания автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения препятствует своевременному предотвращению дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. Данный факт подтверждается сведениями ОГИБДД УВД по городу Прокопьевску, актом комплексной проверки от 10.05.2010, предписанием ОГИБДД от 25.05.2010, протоколом 42 ПА № 026910 от 30.06.2010, из которых следует, что данный участок дороги является одним из мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, требующих принятия неотложных мер по их устранению. По сведениям Администрации города недостатки, выявленные по результатам весенней комплексной проверки состояния уличной дорожной сети, планируются на текущий и последующие годы в соответствии с Планом финансирования и городской Программой «Благоустройство города». В План, представленный в ходе прокурорской проверки заместителем Главы города Ломаном А.И., и в перечень работ по ремонту дорог на 2010 год, представленный ответчиком, выполнение работ на участке автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозовой, 70 (напротив АБК шахты «Зиминка») не предусмотрено. Вместе с тем, в силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В связи с тем, что круг участников дорожного движения невозможно индивидуализировать, прокурор, обращаясь с данным заявлением, действует в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в защиту прав граждан на жизнь и охрану здоровья, определенных ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации л.д. 2-5).
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Прокопьевска Бабкина З.С. поддержала исковые требования, и с учетом, что ответчик устранил недостатки по обустройству пешеходного перехода до дня рассмотрения дела, просила удовлетворить иск прокурора города только в части, и возложить на МУ «УЖКХ Администрации города Прокопьевска» обязанность по обустройству заездных «карманов», посадочных площадок, остановочных павильонов, дорожных знаков с индексом 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на участке автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозова в районе дома № 70 (напротив АБК ООО «Шахта «Зиминка») в соответствии с п. 5.3.3. ГОСТ Р 52766-2007, для чего в установленном законом порядке разместить муниципальный заказ и профинансировать его исполнение в срок до 01.07.2011 г. А при недостаточности денежных средств у МУ «УЖКХ» возложить субсидиарную ответственность по исполнению данной обязанности на Администрацию города Прокопьевска.
Представитель Администрацию города Прокопьевска по доверенности от 2010 г. Мягких А.Г. уточненные требования прокурора города признала, представила возражения на исковые требования л.д. 61-63), согласно которых Администрация города Прокопьевска была не согласна с иском прокурор г. Прокопьевска в части установления ответчику в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда по данному иску до 31.10.2010 г. при том, что иск был подан в суд только 05.08.2010 г. Считают, что срок исполнения устранения второго нарушения: несоответствие остановочных пунктов требованиям п. 5.3.2.5 «ГОСТ Р 52766 - 2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270 - ст., до 31.10.2010 г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В Плане и Перечне работ по ремонту дорог на 2010 год, выполнение работ на участке автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозовой, 70 (напротив АБК шахты «Зиминка») не предусмотрено. Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 25.11.2008 г. № 33 утверждена муниципальная среднесрочная целевая программа «Благоустройство города Прокопьевска на 2009 - 2011 годы». Данная Программа является основой, в силу норм Бюджетного кодекса РФ, для формирования бюджета города Прокопьевска на очередной финансовый год и на плановый период двух последующих лет. Так, например, решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 18.12.2009 № 313 «О бюджете города Прокопьевска на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» был утвержден бюджет города Прокопьевска на 2010 год, в который не вошли мероприятия по обустройству остановочного пункта по ул. Морозовой, 70 (напротив АБК ш. Зиминка). Следовательно, бюджетом города Прокопьевска на 2010 год муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» в лимитах бюджетных обязательств данного муниципального учреждения на 2010 год не предусмотрено обустройство остановочного пункта по ул. Морозовой, 70 (напротив АБК шахты «Зиминка»). В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, в случае удовлетворения судом исковых требовании прокурора в части совершения действий, указанных в просительной части данного искового заявления, в срок до 31.10.2010 г. будет допущено нарушение статей 38, 72 Бюджетного кодекса РФ.
Представитель МУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, прислал телефонограмму, в которой просил рассмотреть дело в его отсутствие, с учетом представленного им ранее в суд отзыва начальника МУ «УЖКХ» В.Ф. Михайлиной на иск прокурора г. Прокопьевска л.д. 64). Согласно данного отзыва, ответчик не согласен с иском прокурора города о возложении на них обязанности по обустройству посадочной площадки соответствующей требованиям ГОСТа в срок до 31.10.2010 г. по следующим основаниям. МУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» не является эксплуатирующей организацией, не имеет ни людских, ни материальных ресурсов, разрешения на ведение работ, а является лишь заказчиком по проведению работ по ремонту и содержанию дорог. Согласно, Устава МУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» ремонт, содержание дорог не является целью и предметом деятельности учреждения. Организация по итогам торгов, в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г., заключает муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию дорожно-мостового хозяйства города Прокопьевска, по капитальному и текущему ремонту дорог, обустройству дорог техническими средствами регулирования, а также готовит заявку в уполномоченный орган для размещения заказа по обустройству вне квартального дорожно-мостового хозяйства техническими средствами регулирования дорожного движения, в том числе, установку дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. Проведение торгов занимает не менее 2 месяцев. Заключение муниципального контракта по результатам торгов занимает до 20 дней. Данные временные затраты исходят из того, что, если будет хотя бы одна заявка на участие в торгах и заявка будет соответствовать требованиям аукционной документации и с данным участником будет заключен контракт. Возможна ситуация, когда на участие в торгах не будет подана ни одна заявка либо данная заявка будет отклонена комиссией, тогда торги будут объявляться повторно. Также возможна ситуация, когда любой участник размещения заказа может обратиться с жалобой в надзорные и судебные органы на действия уполномоченного органа, муниципального заказчика, тогда процедура проведения торгов затянется на неопределенное время. При развитии ситуации по идеальному варианту (проведение торгов и заключение контракта) выполнение работ будет приходиться на ноябрь-декабрь 2010 года, но в данное время работы по капитальному ремонту дорог и обустройству вне квартального дорожно-мостового хозяйства техническими средствами регулирования дорожного движения в связи с температурным режимом и погодными условиями не проводятся. Поэтому считают, что требование прокурора города исполнить до 31.10.2010 г. невозможно. Возможный срок выполнения данного требования приблизительно июнь 2011 года.
Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд считает иск прокурора города обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ, установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 6 Положения о содержании и ремонте автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Прокопьевске, утвержденного решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 24.09.2008 г. № 611 (в ред. от 16.04.2010 г.), Администрация города Прокопьевска в лице уполномоченных органов и (или) муниципальных учреждений организует содержание и ремонт автомобильных дорог посредством размещения муниципального заказа в установленном порядке.
Из п.п. 1.7, 2.1 Устава Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» следует, что даная организация является структурным подразделением Администрации города Прокопьевска, созданным в целях реализации полномочий города Прокопьевска в области финансирования жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства на территории города за счет бюджетных средств.
Автомобильные дороги местного значения, включая ул. Морозова, закреплены на праве оперативного управления за МУ «УЖКХ» по договору от 30.12.2009 г. № 87, следовательно, МУ «УЖКХ» в силу п.п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ является владельцем автомобильных дорог.
Соответственно, именно на МУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» лежит обязанность по обеспечению, в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, соответствия состояния дорог требованиям технических регламентов.
Из предписания заместителя главного государственного инспектора по г. Прокопьевску ОГИБДД по г. Прокопьевску № 314 от 09.08.2010 г. следует, что, на должностное лицо МУП РДЭХ, в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93 п. 4.1.1., ГОСТ Р 52289-2004 п. 5.6.24, 6.2.17, выявленных 09.08.2010 г. контрольной проверкой по факту ДТП ул. Морозовой, 70, возложено выполнение мероприятия по установке дорожных знаков инд. 5.19.1 и 5.19.2. в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 п. 5.6.24, 6.2.17 л.д. 68), которое было выполнено, что подтверждается актом контрольной проверки от 16.08.2010 г. л.д. 69).
Таким образом, данными документами и пояснениями представителя прокурора подтверждается факт устранения недостатков по обустройству пешеходного перехода по ул. Морозовой, 70 до дня рассмотрения дела судом.
Представитель МУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» и представитель Администрации города Прокопьевска признали обоснованными исковые требования прокурора г. Прокопьевска о том, пешеходный переход на участке автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозовой, 70 (напротив АБК шахты «Зиминка») был оборудован дорожными знаками с индексом 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» и горизонтальной разметкой с индексом 1.14.1 с нарушением требований «ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. № 120-ст (ред. от 08.12.2005, что на данном участке дороги имеются остановочные пункты, размещение которых не соответствует требованиям п. 5.3.2.5 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст., что в нарушение п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 места остановок не имеют обустроенных заездных «карманов», посадочных площадок, остановочных павильонов, дорожных знаков с индексом 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», и что указанные факты являются нарушением требований ст. ст. 12, 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) «О безопасности дорожного движения», ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения экспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Ответчики также признавали требования прокурора г. Прокопьевска о возложении на МУ «УЖКХ» обязанности совершить действия по устранению указанных нарушений, но не до 31.10.2010 г., а в разумный срок с учетом уточнения бюджета города в этой части и других обстоятельств, чтобы при выполнении которых не было допущено нарушений требований Бюджетного кодекса РФ. И после уточнения представителем прокурора города срока исполнения указанных действий до 01.07.2011 г., представитель Администрации города Прокопьевска иск признала полностью. Из отзыва начальника МУ «УЖКХ» также следует, что других возражений, кроме возражений против срока исполнения требований прокурора, данный ответчик не имеет.
Таким образом, проанализировав вышеизложенные доказательства, суд считает иск прокурора города Прокопьевска в оставшейся части обоснованным и удовлетворяет его, возлагает на Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Прокопьевска» обязанность в срок до 01.07.2011 г. совершить действия по обустройству заездных «карманов», посадочных площадок, остановочных павильонов, дорожных знаков с индексом 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на участке автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозова в районе дома № 70 (напротив АБК ООО «Шахта «Зиминка») в соответствии с п. 5.3.3. ГОСТ Р 52766-2007, для чего в установленном законом порядке разместить муниципальный заказ и профинансировать его исполнение. А при недостаточности у Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Администрации города Прокопьевска» денежных средств на субсидиарную ответственность по исполнению данного решения возложить на Администрацию города Прокопьевска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» в срок до 01 июля 2011 года совершить действия по обустройству заездных «карманов», посадочных площадок, остановочных павильонов, дорожных знаков с индексом 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на участке автомобильной дороги общего пользования по ул. Морозова в районе дома № 70 (напротив АБК ООО «Шахта «Зиминка») в соответствии с п. 5.3.3. ГОСТ Р 52766-2007, для чего в установленном законом порядке разместить муниципальный заказ и профинансировать его исполнение.
При недостаточности у Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунальным хозяйством Администрации города Прокопьевска» денежных средств для выполнения вышеуказанных действий, возложить субсидиарную ответственность по исполнению данного решения суда на Администрацию города Прокопьевска.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись.
Верно. Судья: Г.Н. Патрушева
Решение вступило в законную силу 28.09.2010 г.
Судья: Г.Н. Патрушева