Прокурор к Администрации г. Прокопьевска предоставление жилья



Дело № 2-1475/2010 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,

секретаря Цыганковой А.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

29 декабря 2010 года

гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Мухометзянова ФИО12 к Администрации ..., Администрации ... о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд с иском к Администрации ... в интересах Мухометзянова И.Т. о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Мухометзянов И.Т. относится к категории детей сирот и детей оставшихся, без попечения родителей, воспитывался до достижения совершеннолетия в школе-интернат Номер обезличен для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

Мать Мухометзянова И.Т.-ФИО4, решением ... суда ... от Дата обезличенаг. лишена родительских прав.Отец-ФИО13 умер Дата обезличенаг. На основании распоряжения Администрации ... от Дата обезличенаг. Номер обезличенр Мухометзянов И.Т.был направлен в детское интернатное учреждение,в 2006 году он окончил МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат Номер обезличен для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,с отклонениями в развитии». В период нахождения в интернатном учреждении в апреле 1999 года Мухометзянов И.Т. был поставлен на учет на получение жилья в администрации города как лицо, относящиеся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время её льготная очередь Номер обезличен.В настоящее время Мухометзянов И.Т. является совершеннолетним, не имеет собственного жилья, снимает квартиру. Просит обязать Администрацию ... предоставить Мухометзянову И.Т. вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м на условиях социального найма.

Определением ... суда ... от 03.12. 2010 г. в качестве соответчика привлечена Администрация ....

В судебном заседании истец помощник прокурора ... Бобровская И.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Мухометзянов И.Т., в интересах которого заявлен иск, поддержал требования прокурора ..., просит удовлетворить, пояснил, что он в настоящее время проживает у Соснина С.С.,который получил квартиру,своего жилья не имеет.

Представитель Мухометзянова И.Т.-ФИО6,действующий на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг.,исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Ответчик – Администрация ... в лице представителя ФИО7, действующая на основании доверенности, - исковые требования не признала при проведении досудебной подготовки, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан в соответствии с Законом КО от Дата обезличена года Номер обезличенОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несмотря на передачу органам местного самоуправления государственных полномочий, финансируется за счет субвенций из областного бюджета.

В судебное заседание Дата обезличенаг. представитель ответчика Администрации ... не явился,о дне судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика- Администрации ..., о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, предоставив письменный отзыв на иск, в котором указано, что Администрация ... привлечена к участию в деле в качестве ненадлежащей стороны. В настоящее время в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма. Поскольку жилищный фонд находится в муниципальной собственности и субъект Российской Федерации - ... не имеет в составе государственной собственности ... жилищного фонда, было принято решение о передаче государственного полномочия по представлению жилых помещений детям-сиротам органам местного самоуправления. ... от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ... в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Кроме того, новая редакция ... от Дата обезличена Номер обезличен «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрела особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установила порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Таким образом, администрация ... не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. Кроме того, ст.35 БК РФ также запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. И законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья. Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий. При этом следует отметить, что жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. То есть, для того, чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. Областным бюджетом предусмотрены субвенции местным бюджетам муниципальных образований на обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование из областного бюджета осуществляется в течение финансового года. Администрация ... в соответствии с ... от Дата обезличена Номер обезличен 47-03 «О системе исполнительных органов государственной власти ...» является одним из исполнительных органов государственной власти ..., наряду с другими органами. ... от Дата обезличена Номер обезличен органам местного самоуправления переданы не полномочия конкретного исполнительного органа государственной власти ...- Администрации ..., а государственные полномочия, которыми обладает субъект Российской Федерации. Следует отметить, что в ... уже сложилась практика реального предоставления жилья детям-сиротам. Это отмечено ... судом в Справке о рассмотрении судами ... гражданских дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от Дата обезличена М01-19/693. Из вышеперечисленных норм, не следует, что исполнительный орган государственной власти - Администрация ... обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений. Администрация ... не является финансовым органом и не выступает в интересах областного бюджета. Таким образом, на Администрацию ... неправомерно возлагать расходы на предоставление жилых помещений истцу. Субъект Российской Федерации - ..., жилого фонда не имеет. Действующее законодательство не содержит указания на возможность предоставления целевой безвозвратной субсидии. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления - администрацию .... ...ов не обладают распорядительными функциями относительно средств местного бюджета. Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам - соответствующие районы и города субъектов РФ. Просит отказать истцу с требованиями к Администрации ....

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Кемеровской области от 14.11.2005г. №124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Закон Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установила порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанным лицам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получении и жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст.57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течении которого должно предоставляется жилое помещение, законодательством не установлен, суд такой срок не должен определять, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Мать Мухометзянова И.Т.- ФИО9 лишена родительских прав решением Центрального райнарсуда ... от Дата обезличенаг. (л.д.8).Отец-ФИО14 умер Дата обезличенаг. л.д.7).

На основании распоряжения Администрации ... от Дата обезличенаг. Номер обезличенр Мухометзянов И.Т.был направлен в детское интернатное учреждение,в 2006 году он окончил МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат Номер обезличен для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,с отклонениями в развитии» л.д.10). В период нахождения в интернатном учреждении в апреле 1999 года Мухометзянов И.Т. был поставлен на учет на получение жилья в администрации города как лицо, относящиеся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время его льготная очередь Номер обезличен л.д.14-15).

По настоящее время Мухометзянов И.Т. зарегистрирован в детском учреждении, расположенном по адресу:г.Прокопьевск,ул.Ветеранов,20 л.д.6). Ранее Мухометзянов И.Т. по договору найма проживал в квартире,принадлежащей ФИО15 по адресу : ..., ... л.д.13).

В удовлетворении иска истца к Администрации ... следует отказать за необоснованностью.

В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. Законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья. Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. Областным бюджетом предусмотрены субвенции местным бюджетам муниципальных образований на обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование из областного бюджета осуществляется в течение финансового года. Администрация ... в соответствии с Законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» является одним из исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, наряду с другими органами. Законом Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-03 органам местного самоуправления переданы не полномочия конкретного исполнительного органа государственной власти Кемеровской области- ..., а государственные полномочия, которыми обладает субъект Российской Федерации. Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам - соответствующие районы и города субъектов РФ.

Принимая во внимание, что в силу закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно предоставляться вне очереди жилое помещение органами исполнительной власти по месту жительства, суд обязывает Администрацию ... предоставить Мухометзянвоу И.Т. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Прокопьевске площадью не менее 18 м2.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию ... предоставить Мухометзянову ФИО16,Дата обезличена года рождения, уроженцу ... области, вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, площадью не менее 18 м2.

В удовлетворении иска к ... отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Кемеровский областной суд.

Председательствующий: подпись

Верно.Судья: Н.Ф. Горбачева