о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1500/2010 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,

секретаря Кем Т.М. ,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

22 декабря 2010 года

гражданское дело по иску прокурора г. Прокопьевска в интересах Гилиздиновой Алены Наильевны к Администрации г. Прокопьевска, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... (далее истец), выступающий в интересах Паньковой А.С., обратился в суд с иском к Администрации ... о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что Гилиздинова А.Н. относиться к категории детей сирот и детей оставшихся, без попечения родителей, воспитывалась до достижения совершеннолетия в приемной семье ФИО9 На основании распоряжения Администрации ... от Дата обезличена г. Гилиздинова Алена Наильевна передана на воспитание в приемную семью ФИО9, где воспитывалась до достижения 18-летнего возраста. Мать Гилиздиновой А.Н.- ФИО4 и отец- ФИО3 лишены родительских прав решением Рудничного суда ... Дата обезличена года. В мае 2008 года Гилиздинова А.Н. была поставлена на учет на получение жилья в администрацию города как лицо, относящиеся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время её льготная очередь Номер обезличен. В настоящее время Гилиздинова А.. обучается на дневном отделении ПФ Кем ГУ, проживает вместе с отцом лишенным родительских прав, злоупотребляющим спиртными напитками и состоящим на учете в наркологическом диспансере по ..., где еще проживают 3 человека в двухкомнатной квартире. Просит обязать Администрацию ... предоставить Гилиздиновой А.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м на условиях социального найма.

... суда ... от 2010 г. в качестве соответчика, привлечена Администрация Кемеровской области.

В судебном заседании истец помощник прокурора ... Ретунских Т.П. исковые требования поддержала по основаниям,изложенным в иске.

Гилиздинова А.Н., в интересах которой заявлен иск, поддержала требования прокурора ..., просит удовлетворить, пояснила, что она проживала с бабушкой ФИО9, она сначала была её опекуном, потом оформили приемную семью, так как бабушка взяла еще её младших братьев. Прописана она у бабушки. Поскольку у неё своего жилья нет, она была поставлена на льготную очередь на предоставление жилья как сирота. У бабушки 2-х комнатная квартира, в ней проживают 5 человек: она, бабушка, два брата и отец. У родителей жилья не было, они жили в общежитии. Хотя отец и живет с ними у бабушки, но воспитанием он не занимается, так как пьет. Она учится в Кем ГУ, находится на полном государственном обеспечении. Сейчас она снимает жилье, так как жить с бабушкой уже невозможно, поскольку они с ней спят на одном диване, тесно и ей надо готовиться к занятиям, а отец приходит пьяный и мешает.

Ответчик – Администрация ... в лице представителя Мягких А.Г., действующая на основании доверенности, - исковые требования не признала при проведении досудебной подготовки, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан в соответствии с Законом КО от Дата обезличена года Номер обезличенОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несмотря на передачу органам местного самоуправления государственных полномочий, финансируется за счет субвенций из областного бюджета.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации ... не явился,о дне судебного заседания извещен надлежащим образом л.д.22).

Представитель ответчика- Администрации Кемеровской области, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, предоставив письменный отзыв на иск, в котором указано, что Администрация Кемеровской области привлечена к участию в деле в качестве ненадлежащей стороны. В настоящее время в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма. Поскольку жилищный фонд находится в муниципальной собственности и субъект Российской Федерации - Кемеровская область не имеет в составе государственной собственности Кемеровской области жилищного фонда, было принято решение о передаче государственного полномочия по представлению жилых помещений детям-сиротам органам местного самоуправления. Закон Кемеровской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Кроме того, новая редакция Закона Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличен «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрела особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установила порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Таким образом, администрация ... не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. Кроме того, ст.35 БК РФ также запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. И законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья. Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий. При этом следует отметить, что жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. То есть, для того, чтобы предоставить жилое помещение по договору социального найма детям-сиротам, органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. Областным бюджетом предусмотрены субвенции местным бюджетам муниципальных образований на обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование из областного бюджета осуществляется в течение финансового года. Администрация Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличен 47-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» является одним из исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, наряду с другими органами. Законом Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличен органам местного самоуправления переданы не полномочия конкретного исполнительного органа государственной власти Кемеровской области- Администрации Кемеровской области, а государственные полномочия, которыми обладает субъект Российской Федерации. Следует отметить, что в Кемеровской области уже сложилась практика реального предоставления жилья детям-сиротам. Это отмечено Кемеровским областным судом в Справке о рассмотрении судами Кемеровской области гражданских дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от Дата обезличена М01-19/693. Из вышеперечисленных норм, не следует, что исполнительный орган государственной власти - Администрация Кемеровской области обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений. Администрация Кемеровской области не является финансовым органом и не выступает в интересах областного бюджета. Таким образом, на Администрацию Кемеровской области неправомерно возлагать расходы на предоставление жилых помещений истцу. Субъект Российской Федерации - Кемеровская область, жилого фонда не имеет. Действующее законодательство не содержит указания на возможность предоставления целевой безвозвратной субсидии. Поэтому обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует возложить на органы местного самоуправления - администрацию .... ...ов не обладают распорядительными функциями относительно средств местного бюджета. Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам - соответствующие районы и города субъектов РФ. Просит отказать истцу с требованиями к Администрации Кемеровской области (л.д. 28-30).

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Кемеровской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Закон Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличен «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает особенности принятия на учет детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также установила порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличенОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанным лицам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получении и жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст.57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течении которого должно предоставляется жилое помещение, законодательством не установлен, суд такой срок не должен определять, поскольку внеочередного предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Мать Гилиздиновой А.Н.- ФИО4 и отец- ФИО3 лишены родительских прав решением Рудничного суда ... Дата обезличена года (л.д.7).

На основании распоряжения Администрации ... от Дата обезличена г. Гилиздинова Алена Наильевна передана на воспитание в приемную семью ФИО9, где воспитывалась до достижения 18-летнего возраста (л.д.12).

Из справок МУП «УК «ПКК» от Дата обезличена г. видно, что по адресу ... в ..., где прописана Гилиздинова А.Н. прописаны ФИО9 и ФИО3 (л.д.9).

Согласно справки начальника отдела по учету, распределению и приватизации жилья ... Гилиздинова А.Н. состоит на льготной очереди на получении жилья в Администрации ... по категории дети -сироты, оставшиеся без попечения родителей, очередь Номер обезличен от Дата обезличена года (л.д.11).

Согласно справке ГП КО «ЦТИ Кемеровской области филиал Номер обезличен БТИ ...» от Дата обезличена г. недвижимое имущества, расположенное по адресу ..., ... ... принадлежит ФИО9 на основании договора передачи квартиры в собственность от Дата обезличена года л.д.25).

Свидетель ФИО9 суду пояснила истица её внучка. Квартира по ... находится в её собственности, она её получила, когда работала на железной дороге. Родители внучки лишены родительских прав. Жилья у них не было, они жили в общежитии. Мать Алены оставила комнату в общежитии, жила по квартирам, а сейчас живет по .... У отца ее нет своего жилья, он прописан и живет с ней. Сначала она была опекуном Алены, потом, когда забрала 2х внуков, мальчиков, ее братьев, оформила приемную семью. Мальчики прописаны у матери, где она сейчас живет. Алене 20 лет, она учится. Ее поставили на очередь на жилье в мае 2008 г., когда она ходила в отдел опеки.

В Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от Дата обезличена г. информация о зарегистрированных правах на квартир у по ... ... не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на этот объект отсутствуют л.д.26).

В удовлетворении иска истца к Администрации Кемеровской области следует отказать за необоснованностью.

В соответствии со ст.35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. Законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья. Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. Областным бюджетом предусмотрены субвенции местным бюджетам муниципальных образований на обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование из областного бюджета осуществляется в течение финансового года. Администрация Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличен 47-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» является одним из исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, наряду с другими органами. Законом Кемеровской области от Дата обезличена Номер обезличен органам местного самоуправления переданы не полномочия конкретного исполнительного органа государственной власти Кемеровской области- Администрации Кемеровской области, а государственные полномочия, которыми обладает субъект Российской Федерации. Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировано место нахождения органа, обязанного предоставить жилье таким льготникам - соответствующие районы и города субъектов РФ.

Принимая во внимание, что в силу закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно предоставляться вне очереди жилое помещение органами исполнительной власти по месту жительства, суд обязывает Администрацию ... предоставить Гилиздиновой А.Н. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в г. ...ю не менее 18 м2.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию ... предоставить Гилиздиновой Алене Наильевне, Дата обезличена года рождения, уроженке ... Кемеровской области, вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, площадью не менее 18 м2.

В удовлетворении иска к Администрации Кемеровской области отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Кемеровский областной суд.

Председательствующий: Н.Ф. Горбачева