Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г. при секретаре Манзуровой Н.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 29 июля 2011 года гражданское дело по иску Язовской Татьяны Александровны к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к администрации г. Прокопьевска о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, мотивировав тем, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, имеет статус сироты, т.к. ее родители умерли, с 16 лет и до совершеннолетия она находилась на попечении бабушки. Собственного жилья истица не имеет, не имеет регистрации по месту жительства, в настоящее время вынуждена снимать жилье. Ответчик отказывает ей в предоставлении жилья. В судебном заседании Язовская Т.А. свои требования поддержала по тем же основаниям и дополнительно пояснила, что после смерти матери в 2006 году ее не определяли ни в какие детские учреждения, она проживала с бабушкой. У нее есть сестра Юля, которая состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях как сирота и ей вынесено решение о предоставлении жилого помещения. С 2007 по 2009 года она обучалась в ПУ Номер обезличен, в настоящее время обучается там же по другой профессии, состоит на полном государственном обеспечении. Своего жилья она не имеет, жилого помещения за ней не закреплялось, проживает в жилом помещении, которое снимает. Поскольку ее сестра состояла на учете нуждающихся как сирота, она считала, что и она также состоит на учете. При обращении в администрацию ... о предоставлении жилого помещения ей отказали, пояснив, что наверно по ошибке сняли ее с учета, когда было вынесено решение в отношении ее сестры. Просит ее требования удовлетворить, а также взыскать судебные расходы в сумме 200 рублей госпошлины, 500 рублей – оформление доверенности, 10000 рублей – оплата услуг представителя. Представитель истицы Токарева Н.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, судебные расходы разумными и подлежащими взысканию в полном объеме. Кроме того, пояснила, что истица является сиротой, ее родители умерли, до совершеннолетия истица находилась на попечении бабушки, но последняя опеку над истицей не оформляла. Истица считала, что с 2006 года, после смерти матери, она состоит на учете нуждающихся как сирота, но обратившись в администрацию, получила ответ, что с учета снята, т.к. ее сестре было вынесено решение о предоставлении жилого помещения как сироте. Истица не имеет собственного жилья, не имеет регистрации по месту жительства, вынуждена снимать жилье. Истица является сиротой, т.к. находится на полном государственном обеспечении, ее сестре предоставлено жилое помещение как сироте. Представитель администрации города Прокопьевска Селютина М.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ органы местного самоуправления обязаны предоставить жилое помещение сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в учебном заведении из областного бюджета денежные средства на эти цели поступают не в полном объеме. Кроме того, существует очередь среди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица в указанной очереди не состоит, с заявлением о постановке на учет нуждающихся не обращалась. Считает расходы на представителя завышенными, согласна с расходами на оформление доверенности 500 рублей и возврат госпошлины 200 рублей. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания … детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению указанной категории детей жилых помещений. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 1 Закона КО № 67-ОЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, … по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, … жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона. В соответствии со ст. 5 Закона КО от 16.05.2006 года № 67-ОЗ, лица, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, принятые на учет до вступления в силу настоящего Закона в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Статьей 3 данного закона предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с частью 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях... По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). Согласно постановления администрации г. Прокопьевска от 11.10.2007 года № 22-П «Об утверждении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Прокопьевска составляет 18 кв. м. на одного человека. В судебном заседании установлено, что Язовская Татьяна Александровна родилась Дата обезличена года в гор. ... л.д. 9). Ее родители: отец – ФИО7 и мать ФИО6 умерли Дата обезличена года и Дата обезличена года соответственно л.д. 10, 11). Опеку (попечительство) над несовершеннолетней никто не оформлял, в интернатное учреждение истица не направлялась. Как пояснила Язовская Т.А., она находилась на попечении бабушки, которая не оформила опеку (попечительсто). С 2007 года по 2009 год истица обучалась в ПУ Номер обезличен, где и обучается в настоящее время по другой профессии (второе образование), о чем представлена справка. Как усматривается из справки ПУ Номер обезличен, Язовская Т.А. обучается в ПУ Номер обезличен с Дата обезличена года, находится на полном государственном обеспечении и имеет статус сироты, при этом получает выплаты как сирота. В судебном заседании истица поясняла, что ее сестра состояла на очереди нуждающихся в жилом помещении как сирота и ей было вынесено решение о предоставлении жилого помещения. Она считала, что и она состоит в указанной очереди, т.к. также является сиротой. В настоящее время истица нигде не зарегистрирована, своего жилья не имеет л.д. 16, 23, 26-28). Таким образом, Язовская Т.А. является сиротой, нуждается в жилом помещении, никакого жилого помещения за ней не закреплялось. Основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является юридический факт, в том числе, окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, прекращение опеки. Доводы представителя ответчика о том, что истица в настоящее время обучается в учебном заведении и поэтому в иске ей надлежит отказать, суд считает несостоятельными, поскольку в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указанным категориям граждан жилое помещение предоставляется, в частности, и при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст. 40 ГК РФ попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет… Юридически опека (попечительство) над Язовской Т.А. не устанавливалась, но фактически опеку осуществляла ее бабушка. Поэтому указанное право (право на предоставлении жилого помещения вне очереди как сироте) должно быть реализовано вне зависимости от того, проходит обучение гражданин в образовательном учреждении или нет, получает он первое образование или второе. Кроме того, суд считает, что реализация гражданином своих прав в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагает наличие двух условий: статуса сироты, нуждаемости в жилом помещении. Исходя из установленной в ... нормы предоставления жилой площади, Язовской Т.А. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 18 кв. м. В соответствии со ст. ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с администрации города Прокопьевска в пользу Язовской Т.А. судебные расходы в сумме 500 рублей за оформление доверенности, 200 рублей возврат госпошлины, а также, учитывая сложность и обстоятельства дела, суд взыскивает с ответчика 5000 рублей – оплата услуг представителя, которые считает разумными, соотносимыми с объемом защищаемого права, всего 5700 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию города Прокопьевска предоставить Язовской Татьяне Александровне, Дата обезличена года рождения, уроженке гор. ..., вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение в черте города Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям общей площадью не менее 18 кв. м. Взыскать с администрации города Прокопьевска в пользу Язовской Татьяны Александровны судебные расходы в сумме 5700 (пять тысяч семьсот) рублей. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Кемеровский областной суд. Судья Л.Г. Тихонова