Дело № 2-1073/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего Тихоновой Л.Г., при секретаре Манзуровой Н.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 14 октября 2011 года гражданское дело по иску Воронова Олега Александровича к администрации города Прокопьевска о включении в уточненный список граждан и заключении отдельного договора о предоставлении социальной выплаты, УСТАНОВИЛ: Воронов О.А. обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевска о заключении с ним отдельного договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда по проекту ликвидации ОАО «Шахта им. Калинина», включив его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта им. Калинина», мотивировав тем, что он является собственником дома Номер обезличен по ... в ... на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года. С момента покупки дома он вселился и проживал до 2009 года. Брак с Вороновой Т.Ю. прекращен в 2011 году. Дом включен в список ветхого жилищного фонда, подлежащего сносу по критериям безопасности по проекту ликвидации шахты им. Калинина, они включены в список граждан, подлежащих переселению. Обязанность по переселению возложена на администрацию .... Он вынужден был уйти из семьи, т.к. семья распалась, у него сложилась другая семья, проживать ему негде, он вынужден снимать жилье. Ответчик не отказывает им в предоставлении социальной выплаты, но он считает, что ему должна быть предоставлена социальная выплата отдельно от Вороновой Т.Ю., т.к. они не являются членами одной семьи, проживают отдельно. Считает, что ему должна быть предоставлена выплата на одного человека из расчета 33 кв. м. и стоимости одного квадратного метра. В судебном заседании истец Воронов О.А. поддержала свои требования и пояснил, что с 2007 года семья фактически распалась, он стал проживать у матери, дом оставил жене и детям, а себе забрал машину. Брак расторгли только в 2011 году, имущество не делили. К ответчику о предоставлении социальной выплаты обращались, когда узнали весной 2010 года о сносе. Социальную выплату просили на семью, а затем дополнительно предоставляли документы на две социальные выплаты. Представитель ответчика - Администрации ... - Селютина М.Н., действующая на основании доверенности, требования не признала и пояснила, что дом по ... в гор. Прокопьевске заключением ВНИМИ признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, где зарегистрирована семья Вороновых 4 человека, которые все включены в список граждан, подлежащих переселению. Список направлен на согласование в Минэнерго РФ. Вороновы обращались к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты, которая будет им предоставлена одна по адресу и на которую они могут приобрети жилые помещения. Предоставление двух социальных выплат по одному адресу постановлением Правительства РФ № 428 не предусмотрено. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Воронова Т.Ю. пояснила, что на улице практически все дома снесены, проживать в доме невозможно. Подтвердила, что дом приобрели в период брака, брак расторгнут, имущество не делили. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Воронов А.О. пояснил, что родители расторгли брак, проживают отдельными семьями с 2007 года. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Воронов И.О. в судебное заседание, проходит службу в рядах РА, о дне слушания извещен. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство энергетики РФ - в судебное заседание представителя не направило, о дне слушания извещено. Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению. Между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, с получением государственной поддержки в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядку их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого. Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил). Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил). Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил). Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года № 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Судом установлено, что согласно договора купли-продажи от Дата обезличена года л.д. 9) истец является собственником дома Номер обезличен по ... в гор. Прокопьевске, который был приобретен в период брака, что подтвердили бывшие супруги Вороновы. Согласно справке с места жительства, копии домовой книги истец зарегистрирован в данном доме с Дата обезличена года л.д. 7, 12-13), как и его семья. Дом по ... заключением СФ ОАО ВНИМИ от Дата обезличена года как строение поселка «Южный» подвергался неоднократной подработке как со стороны шахта им. Калинина, так и со стороны шахты «5-6» и подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Ответчик осуществляет снос домов поселка «Южный» и предоставляет гражданам, проживающим в сносимом жилье, социальную выплату. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, семья Вороновых – 4 человека, в том числе и истец Воронов О.А., включена в уточненный список граждан, подлежащих переселению. При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца Воронова О.А. о включении его в уточненный список граждан, подлежащих переселению, не обоснованы и отказывает ему в их удовлетворении. Исходя из системного толкования вышеназванных положений постановлений Правительства РФ следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не предусмотрено. При этом суд учитывает, что социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Семья Вороновых постоянно проживает и зарегистрирована в жилом помещении по ... в гор. Прокопьевске, который был приобретен супругами в период брака. При расторжении брака в 2011 году супруги имущество не делили. Поскольку дом приобретен в период брака, то в соответствии со ст. 34 Семейного Кодекса РФ, является их совместной собственностью. На момент принятия решения о сносе спорного дома (заключение ВНИМИ от Дата обезличена года), истец являлся его собственником, но не проживал в доме вынужденно в связи с расторжением брака и распадом семьи. Данный дом являлся и является для Вороновых единственным и постоянным местом жительства. Исходя из толкования положений постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, социальная выплата предоставляется гражданам, проживающим в сносимом жилье, взамен сносимого ветхого жилого помещения. Таким образом, взамен сносимого ветхого жилого помещения по ... в гор. Прокопьевске, всем проживающим в нем гражданам, в том числе и истцу, как пояснил представитель ответчика, будет предоставлена социальная выплата, на которую они могут направить на приобретение жилья на вторичном рынке и (или) направить на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, при этом не ограничивается их право приобрести (построить) на социальную выплату любого количества жилых помещений. Таким образом, требования истца Воронова О.А. о заключении с ним отдельного договора о предоставлении социальной выплаты суд считает незаконными и потому отказывает ему в иске. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Воронову Олегу Александровичу к администрации города Прокопьевска о включении в уточненный список граждан и заключении отдельного договора о предоставлении социальной выплаты отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок. Судья: подпись Верно: судья Л.Г. Тихонова