решение об оспаривании нормативного акта



Дело № 2-1139/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,

при секретаре Киселевой А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

                                                                                               21 октября 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора города Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

                                                           У С Т А Н О В И Л:

            Прокурор г. Прокопьевска обратился в суд с заявлением о признании недействующей ст. 14 Устава города Прокопьевска с момента вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 года № 38-ФЗ «О внесении изменений в ст. 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов т городских округов» с 25.03.2011 года, и обязать опубликовать решения суда в печатном издании в газете «Диалог». Вступившими в законную силу изменениями, в частности установлено, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. В соответствии с ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уставом муниципального образования определяется, та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Таким образом, оспариваемая ст. 14 Устава города с 25.03.2011 года противоречит требованиям ст. 35, 38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в редакции ФЗ от 20.03.2011 № 38-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.03.2011 № 38-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

           На протест прокурора города Прокопьевска по указанному вопросу, дан ответ председателя Совета народных депутатов, из которого усматривается, что соответствующие изменения будут внесены в Устав в 4 квартале 2011 года, что противоречит ч. 2 ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ». Также, в связи с изменениями избирательного законодательства в части, установленной ст. 14 Устава города в настоящее время противоречит требованиям действующего федерального законодательства.

            В судебном заседании помощник прокурора города Прокопьевска Мусохранов Е.П. требования прокурора поддержал по тем же основаниям.

            Представитель Прокопьевского городского Совета народных депутатов Макаров Е.Е., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и пояснил, что ст. 14 Устава города не противоречит действующему законодательству и не нарушает права граждан Российской Федерации. Представленный протест прокурора, о внесении изменений в Устав будет рассмотрен в 4 квартале 2011 года, о чем был дан ответ. Кроме того, для решения данного вопроса необходимо соблюдение соответствующей процедуры и по итогам публичного слушания Совета будут внесены изменения в Устав, о чем будет опубликовано в печатном издании.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

            В соответствии ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 14 Устава города Прокопьевска муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Прокопьевского городского Совета народных депутатов, Главы города Прокопьевска на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе. … Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации (обнародованию).

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 20.03.2011 № 38-ФЗ) не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 20.03.2011 № 38-ФЗ) на выборах в органы местного самоуправления муниципального образования регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования (при выборах в органы местного самоуправления поселения - также на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов представительного органа соответствующего муниципального района) допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональным отделением или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

Список политических партий, на которые распространяется действие п. 16.4 настоящей статьи, составляется избирательной комиссией, организующей выборы депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования, размещается на ее сайте и (или) по ее обращению на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляется по результатам выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования (п. 16.4).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в редакции ФЗ от 20.03.2011 № 38-ФЗ)  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В судебном заседании установлено, что постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 года № 120 (в ред. От 24.09.2010г.) утвержден Устав города Прокопьевска, в котором п.2 ст. 14 Устава для проведения муниципальных выборов определена мажоритарная избирательная система. Данное решение опубликовано в специальном приложении газеты «Диалог» «Прокопьевск официальный» № 50 часть 1 от 15.12.2010 года и на момент рассмотрения дела в суде соответствующие изменения в  п. 2 ст.14 не внесены.

Федеральным законом от 20.03.2011 года № 38-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в части применения пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов городских округов. Данный закон вступил в законную силу 25.03.2011 года.

Прокурором города Прокопьевска принесен протест на ст. 14 Устава города Прокопьевска, на который Горсоветом дан ответ, о том, что соответствующие изменения будут внесены в Устав Прокопьевского городского округа в 4 квартале 2011 года.

Согласно п.28 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007г. (в ред. от 10.06.2010г. № 13)  установив,что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту,имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Исходя из того, что ст. 14 п.2 Устава- акта высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов в настоящее время противоречит требованиям действующего федерального законодательства, и подлежит отмене, таким образом, ст. 14 п.2 Устава города Прокопьевска необходимо признать недействующей, с момента вступления в силу соответствующих федеральных законов – с 25.03.2011 года.  

Однако,как было указано мажоритарная избирательная система для проведения муниципальных выборов определена в п.2 ст.14 Устава, поэтому требование прокурора в части признания ст.14 Устава недействующей подлежит частичному удовлетворению.

При таких обстоятельства суд считает, что оспариваемая ст. 14 п.2 Устава города Прокопьевска противоречит ст. 35, 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеющим большую юридическую силу, и признает недействующим п.2 ст.14 с 25.03.2011г.,т.е. с  момента введения в действие указанных Федеральных законов.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ суд обязывает Прокопьевский городской Совет народных депутатов довести до сведения населения информацию о данном решении, опубликовав в официальном печатном издании- газете «Диалог» сообщение о принятом решении.

            На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199,252-253 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

Признать пункт 2 статьи 14 Устава города Прокопьевска недействующим с момента вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 года № 38-ФЗ «О внесении изменений в ст. 35, 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов – с 25.03.2011 года.

Обязать Прокопьевский городской Совет народных депутатов довести до сведения населения информацию о данном решении суда, опубликовав в официальном печатном издании-  газете «Диалог» сообщение о принятом решении.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок.

Председательствующий: подпись

Верно:

Судья:                                                 Н.Ф.Горбачева

Секретарь:                                         А.П.Киселева