решение о приостановлении деятельности по водопользованию



Дело № 2-1211/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суда г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,

с участием и.о. Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Курочкиной А.В.,

при секретаре Киселевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

11 ноября 2011 года

гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Электропром» о приостановлении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор (далее прокурор) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о понуждении к совершению действий, а именно, приостановить деятельность ООО «Электропром» (далее Предприятие) по незаконному водопользованию по сбросу сточных вод в водный объект – <адрес> (приток <адрес>) через выпуск , осуществляемую в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, до получения ответчиком решения на водопользование в порядке, установленном водным законодательством, мотивировав тем, что в 2010 году в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что предприятие осуществляет сброс сточных вод через выпуск в реку Манеиха (приток <адрес>): производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды от корпусов ответчика смешиваются с бытовыми сточными водами жилого массива по <адрес> и ул. <адрес> <адрес> и поступают на очистные сооружения механической очистки. Сточные воды после очистных сооружений поступают в <адрес> (приток <адрес>). На момент проверки было установлено, что осуществление сброса сточных вод в водный объект, производилось ответчиком без решения органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод через указанный выпуск. ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> вынесено решение по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц к ООО «Электропром» о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в срок до ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени вышеуказанное судебное решение, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не исполнено. В текущем году установлено, что предприятие продолжает осуществлять незаконное водопользование путем сброса сточных вод через выпуск в реку Манеиха в отсутствие решения о предоставлении данного водного объекта в пользование, что свидетельствует о нарушении требований ст.ст. 8, 9, 11, 21, 22, 23, 26, п.4 ст.44 ВК РФ от 03.06.2006г., ст.22, п.1 ст.23, ст.39, п.3 ст.34 ФЗ от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено. В соответствии со сведениями, изложенными в Служебной записке главного энергетика предприятия усматривается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятием произведен сброс сточных вод в <адрес> в объеме 16561,4 куб.м., и продолжает осуществлять незаконный сброс сточных вод, качественный состав которых по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Так, в соответствии с Протоколами лабораторных испытаний в <адрес> и <адрес> в отобранных пробах сточных вод ответчика установлены превышения по: общим колиформным бактериям (ОКБ) - в 196 000 раз; термотолерантным колиформным бактериям (ТКБ) - в 980 000 раз; колифагам - в 96,8 раз; фекальным стрептококкам - в 240 000 раз.

В судебном заседании и.о. Новокузнецкого природоохранного прокурора Курочкина А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – ООО «Элктропром» Фролов С.Н., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и пояснил, что срок выдачи необходимого разрешения 45 дней, по истечении данного срока разрешение будет получено.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из требований ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.

Прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц – как граждан, проживающих на территории <адрес> и <адрес>, так и посещающих их территорию, которых невозможно индивидуализировать в силу постоянного изменения.

Таким образом, прокурор вправе предъявить иск в защиту прав субъектов, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствие со ст. 1 ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие ВК РФ» с 01.01.2007г. введен в действие Водный кодекс РФ.

Согласно ст. 1 ВК РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Водные объекты находятся в собственности РФ (п.1 ст. 8 ВК РФ).

Согласно ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.

Согласно пп.2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Согласно ч.2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

В соответствии со ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (ст. 3 ВК РФ). Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритета охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:

допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Обеспечение указанных положений закона осуществляется путем принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, т.к. в соответствии со ст. 9 ВК РФ юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В судебном заседании было установлено, что в отношении ответчика ООО «Электропром» в 2010 году проводилась прокурорская проверка, в результате которой было установлено, что ответчик осуществляет сброс сточных вод через выпуск в реку <адрес> <адрес>): производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды от корпусов смешиваются с бытовыми сточными водами жилого массива по <адрес> и ул. Российской <адрес> и поступают на очистные сооружения механической очистки. Сточные воды после очистных сооружений поступают в <адрес> (приток <адрес>).

На момент проверки было установлено, что осуществление сброса сточных вод в водный объект, производилось ответчиком без решения органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод через указанный выпуск.

Решением ДД.ММ.ГГГГ Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ, а также неопределенного круга лиц к ООО «Электропром», на которых была возложена обязанность получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени решение не исполнено.

В 2011 году предприятие продолжает осуществлять незаконное водопользование путем сброса сточных вод через выпуск в реку Манеиха в отсутствие решения о предоставлении данного водного объекта в пользование, что свидетельствует о нарушении требований ст.ст. 8, 9, 11, 21, 22, 23, 26, п.4 ст.44 ВК РФ от 03.06.2006г., ст.22, п.1 ст.23, ст.39, п.3 ст.34 ФЗ от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено.

По сведениям служебной записки главного энергетика предприятия ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятием произведен сброс сточных вод в <адрес> в объеме 16561,4 куб.м. (л.д. 22).

Также установлено, что в настоящее время ответчик продолжает осуществлять незаконный сброс сточных вод, качественный состав которых по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Так, в соответствии с Протоколами лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-27), проведенных Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе в отобранных пробах сточных вод ответчика установлены превышения по нормам:

общим колиформным бактериям (ОКБ) - в 196 000 раз;

термотолерантным колиформным бактериям (ТКБ) - в 980 000 раз;

колифагам - в 96,8 раз;

фекальным стрептококкам - в 240 000 раз.

Таким образом, осуществление ответчиком сброса сточных вод в <адрес> (приток <адрес>) через выпуск нарушает установленные водным законодательством РФ требования по охране водных объектов.

Кроме того, осуществление ответчиком незаконного сброса сточных вод в поверхностный водный объект нарушает права РФ, как собственника природного ресурса - реки Манеиха, и конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. 4 ст. 44 ВК РФ сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 2. ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Отсутствие в настоящее время разрешения на сброс сточных вод в водный объект подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.

Таким образом, установлено, что ответчиком осуществляется незаконный сброс сточных вод в поверхностный водный объект - <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Приостановить деятельность ООО «Электропром» по сбросу сточных вод в водный объект – <адрес> (приток <адрес>) через выпуск , осуществляемую в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, до получения решения на водопользование в порядке, установленном водным законодательством.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок.

Председательствующий: Н.Ф. Горбачева