Дело 2-1177/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего Овчаренко О.А. при секретаре Кем Т.М. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Прокопьевска 31 октября 2011 года дело по иску прокурора ФИО9 прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ФИО6 о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор ФИО8 прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц предъявил иск к ФИО7 просит обязать ООО «Шахта «Красногорская» прекратить эксплуатацию следующих зданий и сооружений шахты: здания «Азот» 1989 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских ПРТБ, здания мастерских гидротранспорта 1949 года ввода в эксплуатацию, перекачной станций фекальных во<адрес> года ввода в эксплуатацию, здания поверхностного зарядного депо и мастерских ВШТ, лесного склада 1953 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских РМУ, материального склада 1966 года ввода в эксплуатацию, склада оборудования 1983 года ввода в эксплуатацию, здания гаража 1961 года ввода в эксплуатацию, здания гаража для автомобилей 1951 года ввода в эксплуатацию, копер скипового ствола 1949 года ввода в эксплуатацию до получения в надлежащем порядке заключения экспертиз промышленной безопасности и их утверждение в установленном порядке в Южно-Сибирском управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора. Мотивировал тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в период с 19 по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в ООО «ФИО10 расположенном по <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности. ФИО16 осуществляет добычу угля подземным способом на участке «Поле шахты «Красногорская» Прокопьевского месторождения на основании лицензии на право пользования недрами КЕМ 13180 ТЭ. Согласно свидетельства о регистрации А68-00212 от ДД.ММ.ГГГГ объекты ООО «Шахта «ФИО11 а именно: котельная, гидрошахта, площадка козлового крана, участок отвала пород, хвостохранилище, площадка утилизации взрывчатых материалов, участок организации ООО «ФИО12 внесены в государственный реестр опасных производственных объектов. В ходе проверки установлено, что в ООО «Шахта «ФИО15 эксплуатируются здания и сооружения с истекшим сроком эксплуатации, а именно: здание «Азот» 1989 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских ПРТБ, гидротранспорта 1949 года ввода в эксплуатацию, перекачная станция фекальных во<адрес> года ввода в эксплуатацию, здания поверхностного зарядного депо и мастерских ВШТ, лесного склада 1953 года ввода в эксплуатацию, здание мастерских РМУ, материальный скла<адрес> года в эксплуатацию, склад оборудования 1983 года ввода в эксплуатацию, здание гаража 1961 года ввода в эксплуатацию, здание гаража для автомобилей 1951 года ввода в эксплуатацию, копер скипового ствола 1949 года ввода в эксплуатацию. Экспертизы промышленной безопасности данных зданий и сооружений никогда не проводились. Таким образом, указанные здания и сооружения ООО «Шахта «Красногорская» эксплуатируются незаконно, что подтверждается: объяснениями начальника отдела по капитальному строительству ФИО2, перечнем зданий требующих проведения экспертиз промышленной безопасности ООО «Шахта «Красногорская», то есть с нарушением следующих требований федерального законодательства: ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ); ч. 1 ст. 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ; п. 12 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03 (далее - ПБ 05-618-03);п.п. 4, 19 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 195. Эксплуатация на опасном производственном объекте зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации может привести к аварии, создает угрозу жизни и здоровью людей и является нарушением требований ч. 3, 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которых каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с частью четвертой статьи 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Направляя настоящее заявление в суд, прокурор действует в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – работников ФИО26 Представитель истца Мосин ФИО13 в судебном заседании уточнил исковые требования, просит обязать ФИО25 получить заключение экспертиз промышленной безопасности и их утверждение в установленном порядке в Южно-Сибирском управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора на: здание «Азот», здание мастерских ПРТБ, здание мастерских гидротранспорта, перекачную станцию фекальных вод, здание поверхностного зарядного депо, здание мастерских ВШТ, здание лесного склада, здание мастерских РМУ, здание материального склада, склад оборудования, здание гаража, здание гаража для автомобилей, копер скипового ствола в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика ФИО24 Польшакова ФИО14. суду пояснила, что уточненные исковые требования не признает, так как согласно части 1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов»№116-ФЗотДД.ММ.ГГГГ,организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. В соответствии со ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Результатом экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 утверждены "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (ПБ 03-246-98), которые устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности и оформлению заключения экспертизы. Пунктами 4.2.1, 4.2.4, 4.2.5, 4.3.3, 4.4.2, 4.4.3, 5.1, 5.2, 5.3 указанных Правил установлено, что экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний. В соответствии с п.п. 2.1, 3.1. Положения о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение экспертизы промышленной безопасности представляется на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган организацией - заказчиком с сопроводительным письмом не позднее 1 месяца с момента его подписания руководителем экспертной организации. Срок утверждения (или принятия решения об отказе в утверждении) заключения экспертизы не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения экспертизы. При необходимости изучения вопроса или получения дополнительной информации этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней решением руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или территориального органа. Просит установить срок для проведения и утверждения в Южно-Сибирском Управлении Ростехнадзора заключения экспертизы промышленной безопасности вышеуказанных зданий до ДД.ММ.ГГГГ Третье лицо - представитель Прокопьевского территориального отдела Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Романов ФИО17 пояснил, что уточненные исковые требования истца обоснованы, просит их удовлетворить. Подтвердил, что в настоящее время шахтой проводится работа по организации проведения экспертизы промышленной безопасности перечисленных производственных объектов. Заслушав стороны, третье лицо, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения, эксплуатируемые на опасном производственном объекте; В соответствии с п. 12 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий. В силу п.п. 4, 19 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 195, по достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без продления срока безопасной эксплуатации не допускается. По окончании работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации экспертная организация составляет заключение экспертизы промышленной безопасности, в котором содержится вывод о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения. Суд установил, что ФИО23 согласно свидетельству о регистрации А68-00212 эксплуатирует опасные производственные объекты (л.д. ). Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что ФИО22 нарушены требования ч.1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п. 12 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03, а именно: на промплощадке шахты расположен копер скипового ствола, находящийся в аварийном состоянии. Экспертиза промышленной безопасности не проведена; не произведена промышленная экспертиза следующих зданий, находящихся в эксплуатации – склад сыпучих материалов, материальный склад, мастерские, УФНС, цех по ремонту оборудования участка гидротранспорт, зарядное электродепо (л.д. ). Перечнем зданий, требующих проведения экспертизы промышленной безопасности ФИО21 подтверждается, что здание «Азот» 1989 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских ПРТБ, здания мастерских гидротранспорта 1949 года ввода в эксплуатацию, перекачной станций фекальных во<адрес> года ввода в эксплуатацию, здания поверхностного зарядного депо и мастерских ВШТ, лесного склада 1953 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских РМУ, материального склада 1966 года ввода в эксплуатацию, склада оборудования 1983 года ввода в эксплуатацию, здания гаража 1961 года ввода в эксплуатацию, здания гаража для автомобилей 1951 года ввода в эксплуатацию, эксплуатируются незаконно. Таким образом, суд установил, что на опасном производственном объекте производится эксплуатация зданий и сооружений с истекшим сроком эксплуатации, что может привести к аварии, создает угрозу жизни и здоровью людей и является нарушением требований ч.3,5 ст. 37 Конституции РФ, согласно которых каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать ФИО20 получить заключение экспертиз промышленной безопасности и их утверждение в установленном порядке в Южно-Сибирском управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора на: здания «Азот» 1989 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских ПРТБ, здания мастерских гидротранспорта 1949 года ввода в эксплуатацию, перекачной станций фекальных во<адрес> года ввода в эксплуатацию, здания поверхностного зарядного депо и мастерских ВШТ, лесного склада 1953 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских РМУ, материального склада 1966 года ввода в эксплуатацию, склада оборудования 1983 года ввода в эксплуатацию, здания гаража 1961 года ввода в эксплуатацию, здания гаража для автомобилей 1951 года ввода в эксплуатацию, копер скипового ствола 1949 года ввода в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать ФИО19 получить заключение экспертиз промышленной безопасности и их утверждение в установленном порядке в Южно-Сибирском управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора на: здание «Азот» 1989 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских ПРТБ, здания мастерских гидротранспорта 1949 года ввода в эксплуатацию, перекачной станций фекальных во<адрес> года ввода в эксплуатацию, здания поверхностного зарядного депо и мастерских ВШТ, лесного склада 1953 года ввода в эксплуатацию, здания мастерских РМУ, материального склада 1966 года ввода в эксплуатацию, склада оборудования 1983 года ввода в эксплуатацию, здания гаража 1961 года ввода в эксплуатацию, здания гаража для автомобилей 1951 года ввода в эксплуатацию, копер скипового ствола 1949 года ввода в эксплуатацию. Установить срок для исполнения решения суда ФИО18 Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: подпись. Верно. Судья: О.А. Овчаренко