Дело 2-1133/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф., при секретаре Киселевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске 18 ноября 2011года гражданское дело по заявлению прокурора г. Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании недействующим в части Постановления Администрации г. Прокопьевска от 10.06.2010 г. № 19-П, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании недействующим в части Постановления Администрации г. Прокопьевска от 10.06.2010 г. № 19-П. Мотивировал тем, что пунктом 1 и Приложением постановления Администрации г. Прокопьевска от 10.06.2010 г. № 19-П утвержден Перечень первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями г. Прокопьевска (далее – Перечень). Муниципальный правовой акт опубликован в специальном приложении «Прокопьевск официальный» газеты «Диалог» от 16.06.2010 г. № 24. Данное постановление в части, установленной п.1 и Приложением № 1, противоречит ФЗ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 06.04.2011 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с момента вступления его в законную силу, исходя из следующего. Согласно ч.3 ст. 1 ФЗ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ установление перечня услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), отнесено к компетенции Правительства РФ, а дополнительного перечня – к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ),подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 г. № 729-р. Перечни первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде государственными учреждениями Кемеровской области и муниципальными учреждениями утверждены Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.05.2010 г. № 377-р. Соответственно, утверждение муниципальным правовым актом вышеназванных перечней неправомерно ввиду превышения полномочий. На противоречащий закону правовой акт прокурором города принесен протест, который необоснованно отклонен Администрацией города. В связи с этим и согласно ст.ст.45,251 ГПК РФ прокурор обращается в суд, действуя как в интересах неопределенного круга лиц, так и от имени РФ и в интересах РФ, в защиту принципа единого правового пространства, существующего на территории РФ и определенного в ст. 15 Конституции РФ. Просит пункт 1 и Приложение № 1 Постановления Администрации г. Прокопьевска от 10.06.2010 г. № 19-П «Об утверждении Перечня первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями г. Прокопьевска» признать недействующими со дня вступления в силу ФЗ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Помощник прокурора г. Прокопьевска Глушкова Л.А. поддержала требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Представитель Администрации г. Прокопьевска Мягких А.Г., действующая на основании доверенности, не признала требования и пояснила, что рассматриваемое заявление прокурора г. Прокопьевска не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. По смыслу законодателя услуги оказываются в электронной форме в строго определенных случаях. Оспариваемое постановление администрации города Прокопьевска принято во исполнение распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993 - р. Пунктом 3 данного распоряжения Правительства РФ органам местного самоуправления (администрация города Прокопьевска в силу ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является органом местного самоуправления) рекомендовано: - при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных в приложении № 1 к настоящему распоряжению (приложение № 1 - это сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде, а также услуг предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями) руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению № 2 (приложение № 2 - это этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде). В силу ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе распоряжения Правительства РФ для органов местного самоуправления являются правовой основой и соответственно обязательны для исполнения. Для того, чтобы перейти на предоставление услуг перечисленных в Приложении № 1 к указанному распоряжению Правительства РФ и установить этапы перехода администрацией города Прокопьевска было принято оспариваемое постановление от 10.06.2010 № 19-п «Об утверждении Перечня первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями города Прокопьевска».Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993 - р регулирует иные правоотношения, чем те, которые регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления). Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993 - р регулирует правоотношения по переходу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, при этом выделяя не все государственные и муниципальные услуги, а лишь первоочередные из всего существующего объема государственных и муниципальных услуг. Прокурор обосновывает свои требования тем, что именно со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановление администрации города Прокопьевска от 10.06.2010 № 19-п «Об утверждении Перечня первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями города Прокопьевска» вступило в противоречие с данным Федеральным законом.В данной ситуации особого внимания заслуживает то, что после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ (согласно ст. 30 данного Федерального закона он вступает в силу со дня его официального опубликования, опубликован в «Российская газета» от 30.07.2010 № 168) в распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993 - р были внесены изменения на основании распоряжения Правительства РФ от 07.09.2010 № 1506-р, в части рекомендаций в адрес органов местного самоуправления поручения не изменились. Также после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ данное распоряжение Правительства РФ не было признано утратившим силу. Это опять же подтверждает, что данный документ регулирует иные правоотношения, чем те, которые регулируются указанным Федеральным законом. Действительно Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены перечни государственных и муниципальных услуг (ст. 1), такого перечня услуг, который установлен постановлением администрации города Прокопьевска от 10.06.2010 № 19-п «Об утверждении Перечня первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями города Прокопьевска» в данной норме права не содержится. В данной ситуации особое внимание надо обращать на то, какие правоотношения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а какие распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993 -р. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993- р (в ред. от 07.09.2010 № 1506-р) регулирует правоотношения по переходу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, при этом выделяя не все государственные и муниципальные услуги, а лишь первоочередные из всего существующего объема государственных и муниципальных услуг. Оспариваемое постановление администрации города Прокопьевска от 10.06.2010 № 19-п «Об утверждении Перечня первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями города Прокопьевска» не вмешивается в сферу регулирования правоотношений по установлению перечня услуг, которые оказываются в электронной форме, а лишь определяет из строго определенных случаев оказания услуг в электронной форме, именно те услуги, которые могут быть оказаны в первую очередь в электронном виде, поскольку органы местного самоуправления с учетом финансовых возможностей не могут одномоментно перейти на оказание всех услуг в электронном виде. Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 4 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определена сфера действия настоящего ФЗ, а именно: 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления). 2. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг. 3. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом. Суд установил, что Администрацией г. Прокопьевска 10.06.2010 г. было принято постановление № 19-П «Об утверждении Перечня первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями г. Прокопьевска» (л.д.5-20) и опубликовано 16.06.2010 г. в специальном приложении газеты «Диалог» - «Прокопьевск официальный» (л.д.26-33). Данное постановление Администрации г. Прокопьевска от 10.06.2010 г. № 19-П было опротестовано прокурором г. Прокопьевска по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 21-22), но протест Администрацией г. Прокопьевска был отклонен за необоснованностью (л.д. 23-24). Судом установлено, что оспоренное прокурором Постановление Администрации города Прокопьевска от 10.06.2010 № 19-П является актом правоприменения; принято во исполнение распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р и распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.05.2010 № 311-р, не отмененных и не признанных утратившими силу в установленном порядке. Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 1993-р утвержден Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями (л.д. 37-49). В пункте 3 данного распоряжения Правительства РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления: при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложением № 1 к настоящему распоряжению, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению № 2; при размещении в реестре государственных услуг субъекта РФ или реестре муниципальных услуг сведений об услуге использовать наименование услуги в соответствии с приложением № 1 к настоящему распоряжению. Действительно, суд установил, что Правительство РФ 25.04.2011 г. издало распоряжение № 729-р, которым утвердило Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (л.д.34-36). Данное распоряжение Правительства РФ призвано обеспечить исполнение ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Прокурором вышеназванный муниципальный правовой акт оспорен именно с момента вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ. Согласно ч.3 ст.1 Федерального Закона РФ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ (в ред. от 06.04.2011г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пункт 7 ст. 11 ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. устанавливает, что только формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией. Таким образом, Постановление Администрации г.Прокопьевска № 19-П от 10.06.2010г. принято с превышением компетенции. Доводы представителя Администрации г.Прокопьевска, что в Постановлении администрации г. Прокопьевска от 10.06.2010г. № 19-П речь идет «о других услугах», предоставляемых органами местного самоуправления,так как распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993 - р регулирует иные правоотношения, чем те, которые регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», суд считает несостоятельными. Такой вывод не согласуется с законом, поскольку ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ (в ред. от 06.04.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает всего 3 основных категории муниципальных услуг: муниципальные услуги, предоставляемые непосредственно органами местного самоуправления; услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета, включенные в реестр муниципальных услуг и предоставляемые в электронной форме. Никаких «других» категорий муниципальных услуг законом не предусмотрено. При этом вид услуг, предусмотренный п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ, по смыслу законодателя оказывается в электронной форме в строго определенных случаях. Во-первых, не любыми организациями, а только муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещено муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета. Во-вторых, при условии включения данной услуги в реестр муниципальных услуг. Это подтверждается также положениями ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ, устанавливающей перечень сведений, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать пункт 1 и Приложение № 1 Постановления Администрации г. Прокопьевска от 10.06.2010 г. № 19-П «Об утверждении Перечня первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде муниципальными учреждениями г. Прокопьевска» недействующими со дня вступления в силу ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Обязать Администрацию г.Прокопьевска опубликовать сообщение о принятом решении в официальном печатном издании –газете «Диалог». Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Н.Ф.Горбачева