решение о признании недействительным в части Постановления Администрации г. Прокопьевска от 14.12.2009 года № 36-П



Дело 2-1134/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,

при секретаре Киселевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске

25 ноября 2011года

гражданское дело по заявлению прокурора г. Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании недействующим в части Постановления Администрации г. Прокопьевска от 14.12.2009 г. № 36-П, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании недействующим в части постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П. Мотивировал тем, что вышеуказанным постановлением Администрации <адрес> утвержден сводный реестр муниципальных услуг (функций) <адрес> (Приложение к постановлению). Пунктами 34-41 в реестр муниципальных услуг включены услуги, оказываемые МУП «УК «ЖКК» в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Муниципальный правовой акт опубликован в специальном приложении «Прокопьевск официальный» газеты «Диалог» от ДД.ММ.ГГГГ . Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П в части, установленной пунктами 35-42, противоречит ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с момента вступления его в законную силу исходя из следующего. По смыслу ст. 1, ч. 6 ст. 11 вышеназванного федерального закона предусмотрено 3 основных категории муниципальных услуг: муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления; услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления; услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета, включенные в реестр муниципальных услуг и предоставляемые в электронной форме. Согласно ч.2 и 3 ст. 1, п. 1 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления "государственных и муниципальных услуг" участие организаций в предоставлении муниципальных услуг подразумевает исключительно оказание организациями услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услу<адрес> закон не содержит ограничений круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. В силу ч.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, подлежат обязательному утверждению нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. В настоящее время Прокопьевским городским Советом народных депутатов такие перечни не утверждены. Таким образом, включение таких услуг в реестр до включения в соответствующий перечень представительным органом местного самоуправления не правомерно. Более того, возложение на МУП «УК «ЖКК» полномочий по оказанию муниципальных услуг противоречит ч.1 ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N135-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите конкуренции". На противоречащий закону правовой акт прокурором город принесен протест, который необоснованно отклонен Администрацией города. Просит пункт 34-41 и Приложение Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций) <адрес>» признать недействующими со дня вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Помощник прокурора <адрес> Глушкова Л.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что в исковом заявлении ввиду опечатки неправильно указаны номера пунктов, правильно следует считать пункты с 35 по 42,представив суду дополнения к исковому заявлению в этой части.В остальном поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Помощник прокурора <адрес> Мусохранов Е.П. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Администрации <адрес> Мягких А.Г., действующая на основании доверенности, не признала требования и пояснила, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п было принято во исполнение пункта 4 распоряжения Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - р, данным пунктом органам местного самоуправления рекомендовано организовать работу по созданию реестров муниципальных услуг (функций).Необходимость создания сводного реестра муниципальных услуг (функций), в том числе на территории <адрес>, также обоснована распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> распоряжением утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 -2010 годах. В пункте 17 плана определено такое мероприятие, как создание сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций). При утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций), в том числе <адрес>, то есть по состоянию на 2009 год, отсутствовало законодательное определение того, какие муниципальные услуги (функции) подлежат включению в сводный реест<адрес> таких обстоятельствах администрация <адрес> пришла к выводу, что при формировании сводного реестра необходимо исходить из полномочий и вопросов местного значения городского округа, которые определены действующим законодательством. Фактически в данном сводном реестре перечислены вопросы местного значения городского округа, из которых и следуют полномочия органов местного самоуправления. Данный подход администрации <адрес> при формировании сводного реестра муниципальных услуг (функций) впоследствии был подтвержден ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». А именно пунктом 2 статьи 2 данного ФЗ дано определение муниципальной услуги. Под муниципальной услугой в силу закона понимается - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Перечень муниципальных услуг (функций), указанный в пунктах 35-42 сводного реестра, утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - п не указан как непосредственно сама услуга, оказываемая жилищно-коммунальными организациями, например, водоснабжение, вывоз мусора, а данные муниципальные услуги (функции) указаны, как, например, организация водоснабжения, организация вывоза мусора и т.д. Исходя из содержания части 1 статьи 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ ««Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», можно сделать вывод, что законодатель имел в виду два вида услуг:1. государственные (муниципальные) услуги, которые в силу п.п. 1, 2 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ должны следовать из полномочий и функций, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; 2. услуги, которые необходимы для предоставления указанных выше услу<адрес>, к первому виду услуг будет отнесено: муниципальная услуга (функция) - организация водоснабжения, а ко второму виду услуг: деятельность какой - либо организации, которая непосредственно осуществляет водоснабжение и называться эта услуга будет, например, пользование питьевой водой. Следовательно, в силу ч.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ Прокопьевским городским Советом народных депутатов должен быть утвержден перечень услуг, относящихся ко второму виду услуг, а именно в этот перечень услуг должны войти услуги, оказываемые организациями на платной основе. Выводы, изложенные в протесте, о неправомерности включения услуг, перечисленных в пунктах 35-42 сводного реестра муниципальных услуг (функций), утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п до момента утверждения перечня услуг представительным органом местного самоуправления не основаны на нормах действующего законодательства. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ не установлена зависимость того, что сводный реестр муниципальных услуг (функций) может быть утвержден после того, как будет утвержден перечень услуг, предусмотренный ч.1 ст.9 данного ФЗ. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - п явно не установлено, что реализация услуг (функций), предусмотренных пунктами 35-42 сводного реестра муниципальных (услуг) функций отнесена именно к деятельности МУП «УК «ЖКК». МУП «УК «ЖКК» в силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» создано для решения, в том числе социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием - Прокопьевский городской округ, в лице органов местного самоуправления. К этим социальным задачам относится также и реализация полномочий, предусмотренных оспариваемыми пунктами сводного реестра. Исчерпывающий перечень действий, которые запрещены органам местного самоуправления при издании актов и совершении действий (бездействий) определены ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О защите конкуренции». Такие действия органов местного самоуправления, как создание муниципального унитарного предприятия и наделение его видами деятельности, в какой - либо сфере не отнесено к запрещающим действиям и актам.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определена сфера действия настоящего ФЗ, а именно:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

3. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п.1ст. 11 вышеуказанного ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

В соответствии с п.6 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Пункт 7 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Суд установил, что Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление -П «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций) <адрес>», которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в специальном приложении газеты «Диалог» «Прокопьевск официальный» (л.д. 5-34). Пунктом 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П утвержден прилагаемый сводный реестр муниципальных услуг (функций) <адрес>, а пунктом 2 дано указание руководителям структурных подразделений Администрации города, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий города разработать административные регламенты предоставления муниципальных услуг (функций) и утвердить постановлением Администрации в установленном порядке.

Данное постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П было опротестовано прокурором <адрес> по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 35-36), но протест Администрацией <адрес> был отклонен за необоснованностью (л.д. 37-41).

Распоряжением Правительства РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного управления (л.д. 56-65). Согласно п.17 раз<адрес> «Совершенствование предоставления государственных услуг» значится мероприятие, подлежащее исполнению: создание сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций).

Суд установил, что распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О дополнительных мерах по разработке и внедрению в деятельность органов исполнительной власти <адрес> административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» (л.д. 55) было рекомендовано органам местного самоуправления организовать работу по созданию реестров муниципальных услуг (функций).

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ предусмотрено 3 основных категории муниципальных услуг:

-        муниципальные услуги, предоставляемые непосредственно органами местного; самоуправления;

-        услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления;

- услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета, включенные в реестр муниципальных услуг и предоставляемые в электронной форме.

Поскольку услуги, перечисленные в п.п. 35-42, по своему содержанию не являются муниципальными услугами, предоставляемыми непосредственно органами местного самоуправления, но необходимы для их предоставления, в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ их перечень утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

В силу ст. 26 Устава <адрес>, утвержденного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Прокопьевский городской Совет народных депутатов является представительным органом <адрес>.

На момент рассмотрения дела правовой акт, определяющий перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, в <адрес> не принят.

В связи с этим утверждение администрацией <адрес> в составе реестра услуг, предусмотренных п.п. 35-42, с момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ,является незаконным.

Изложенное подтверждается также положениями ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, устанавливающей перечень сведений, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 1, п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» участие организаций в предоставлении муниципальных услуг подразумевает исключительно оказание организациями услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

В прилагаемом к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П Сводном реестре муниципальных услуг содержится наименование 123 муниципальных услуг в разных отраслях.В пунктах с 35 по 42 перечислены наименования муниципальных услуг в области жилищно-коммунального хозяйства. При изучении данного реестра установлено, что он выполнен в виде таблицы, в которой имеются следующие графы по вертикали : «№»; «наименование муниципальной услуги (функции)»; «нормативные правовые акты, в соответствии с которыми предоставляется муниципальная услуга (функция)»; «получатель муниципальной услуги (функции)»; «результат оказания муниципальной услуги (функции)»; и графы по горизонтали: «органы местного самоуправления,их структурные подразделения»; «муниципальные учреждения участвующие в предоставлении муниципальных услуг»; «МУП « УК «ЖКК» среди иных коммерческих учреждений,участвующих в предоставлении услуг в сфере жилищно-коммунальных отношений».

Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> не выявило нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации <адрес> при принятии постановления -п от ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано в ответе на поручение прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.168-173), что муниципальные услуги в области жилищно-коммунального хозяйства оказываются различными хозяйствующими субъектами,
так, например организацию в границах городского округа тепло-, водо, энергоснабжение осуществляют МУП «Прокопьевское теплоснабжающее хозяйство», МУП «Рудничное теплоснабжающее хозяйство», ОАО «ПО Водоканал», ООО «Кузбасская энергосетевая компания» филиал «Энергосеть <адрес>», при исполнении услуги по организации освещения улиц заместитель главы города по благоустройству и жилищным вопросам взаимодействует с муниципальным предприятием «Ремонтное дорожно-эксплуатационное хозяйство», Прокопьевским филиалом ОАО «КЭК» и организациями, определенными по результатам проведения аукционов и конкурсов по размещению муниципального заказа. Следовательно, в пунктах 34-41 Перечня муниципальных услуг перечислены наименования муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, исполнителями которых являются различные хозяйствующие субъекты.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия администрации <адрес> по утверждению в приложении к Постановлению -П от ДД.ММ.ГГГГ пунктов 34-41 перечня муниципальных услуг (функций) <адрес> не могут быть расценены как вступающие в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с изложенным доводы прокурора <адрес> в части того,что возложение на МУП «УК «ЖКК» полномочий по оказанию муниципальных услуг противоречит ч.1 ст.15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите конкуренции», суд считает несостоятельными.

Однако, прокурором вышеназванный муниципальный правовой акт оспорен именно с момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ.С момента вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ) утверждение в составе реестра услуг, предусмотренных п.п. 35-42, до определения их круга представительным органом местного самоуправления, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать пункты 35-42 Приложения Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об утверждении сводного реестра муниципальных услуг (функций) <адрес>» недействующими со дня вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Обязать Администрацию <адрес> довести до сведения населения информацию о принятом решении суда, опубликовав в официальном печатном издании- газете «Диалог» сообщение о принятом решении.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

Верно.Судья: Н.Ф.Горбачева