решение о заключении договора о предрставлении социальной выплаты



Дело № 2-713/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.

при секретаре Манзуровой Н.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

11 июля 2012 года

гражданское дело по иску Максютова Сергея Валерьевича, Молчановой Татьяны Александровны, действующей также в интересах несовершеннолетней Молчановой Дарьи Евгеньевны к администрации города Прокопьевска о включении в уточненный список граждан и заключении договора о предоставлении социальной выплаты

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Ноградская», включив их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Ноградская».

В судебном заседании истица Молчанова Т.А., действующая также в интересах своей дочери Молчановой Д.Е., поддержала исковые требования и пояснила, что дом по <адрес> является ветхим, находится на подработанной территории шахты «Ноградская» и подлежит сносу по проекту ликвидации указанной шахты. Дома сносит ответчик, но им отказывают в предоставлении социальной выплаты, т.к. ее муж Максютов С.В. зарегистрирован в доме в 2010 году. Другого жилья они не имеют, она является собственником дома с 2007 года, ранее проживала в доме матери. Максютов помогал ей делать ремонт в доме, проживает он в спорном доме с 2009 года, в 2010 году прописался, а в 2012 году они зарегистрировали брак. Просит удовлетворить их требования.

Истец Максютов С.В. исковые требования поддержал, дополнить не желал.

Представитель истца Москалев С.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал и дополнил, что Максютов С.В. и Молчанова Т.А. совместно проживают в доме с 2009 года, ведут совместное хозяйство, в 2012 году зарегистрировали брак. Максютов С.В. и его бывшая жена являются собственниками квартиры по <адрес>6, приобретенной по ипотеке, где проживают его бывшая жена и двое детей, брак расторгнут в 2009 году.

Представитель ответчика - администрации <адрес> Седых Н.В. исковые требования признала только в отношении ФИО10, считает, что Максютов не имеет права на предоставление социальной выплаты, т.к. прописался в доме, заведомо зная, что дом будет снесен, ухудшив свои жилищные условия. Максютов обеспечен жильем по <адрес>6.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.

Свидетель ФИО8 пояснила, что в 2007 году Молчанова Т.А. купила дом по <адрес>, вселилась вместе с дочерью, с 2008-2009 года с ними стал проживать Максютов, жили они одной семьей. Знает, что брак у них зарегистрирован.

Свидетель ФИО9 пояснила, что ФИО10 проживала с родителями, потом купила дом по <адрес>, делала в нем ремонт. С 2008 года проживает в доме с мужем, ребенком. У них одна семья, вместе работают на огороде, ездят за покупками на машине, на работу, с работы. У Максютова есть двое детей от первого брака, он общается с ними, привозит их в гости.

Выслушав стороны, их представителей, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.

Постановлением правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В соответствии с п. 5 указанных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов определяется Министерством энергетики РФ на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил).

Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил).

Из приведённых положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года № 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании было установлено, что дом по <адрес> в <адрес> по заключению СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ расположен в зоне подработки горными работами шахты «Ноградская», относится к ветхому жилищному фонду, ставшему в результате ведения горных работ непригодным для проживания и рекомендован к сносу по критериям безопасности.

Собственником дома по <адрес> являлась Молчанова Т.А. на основании договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрировалась она в доме по месту жительства с ребенком в ноябре 2008 года, однако фактически проживала в доме с 2007 года, делала ремонт.

Как пояснили истцы, Максютов С.В. проживал в доме в качестве члена семьи Молчановой Т.А. с 2009 года, в феврале 2010 года зарегистрировался в нем по месту жительства. Данные обстоятельства подтвердили также свидетели.

Таким образом, все истцы приобрели право пользования жилым домом по <адрес> и на момент выдачи заключения СФ ОАО ВНИМИ (ДД.ММ.ГГГГ) были зарегистрированы и проживали в доме. В 2012 году Максютов С.В. и Молчанова Т.А. вступили в зарегистрированный брак и проживают в доме одной семьей и в настоящее время.

Исходя из системного толкования вышеназванных положений постановлений Правительства РФ следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не предусмотрено.

При этом суд учитывает, что социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

На момент признания спорного дома непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и принятия решения о сносе, все истцы были зарегистрированы в спорном доме по месту жительства и проживали в нем. Указанный дом являлся для истцов единственным и постоянным местом жительства.

Согласно п. 8 вышеуказанных Правил социальные выплаты предоставляются на основании списков граждан, подлежащих переселению, эти списки ежегодно уточняются. Полномочиями по уточнению списков жильцов сносимых домов наделены органы местного самоуправления, в данном случае администрация <адрес>.

По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Учитывая, что списки граждан, подлежащих переселению по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Ноградская» подлежат ежегодному уточнению, суд считает, что все истцы подлежат включению в списки граждан, подлежащих переселению по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Ноградская», т.к. спорный дом являлся для них единственным и постоянным местом жительства, они нуждаются в социальной поддержке государства с целью обеспечения их жилым помещением.

Не смотря на то, что жилое помещение по <адрес>6 в <адрес> общей площадью 43 кв. м. находится в общей совместной собственности Максютова С.В. и его бывшей жены, суд принимает во внимание те обстоятельства, что брак Максютов С.В. расторг в 2009 году, имущество супруги не делили, и в настоящее время в квартире проживают 3 человека – бывшая жена и двое детей Максютова, в отношении данной квартиры зарегистрированы ограничения (обременения) – ипотека, квартира приобретена в кредит, который выплачивает бывшая жена Максютова, а в соответствии с действующим законодательством обращение залогодержателем взыскания на заложенную квартиру, являющуюся предметом ипотечного обязательства, и реализация этого имущества являются основанием для прекращения права пользования ею залогодателя и членов его семьи.

Истцы ФИО10 в собственности иных жилых помещений не имеют и не приобрели право пользования каким-либо иным жилым помещением.

Поскольку основанием для предоставления социальной выплаты является включение в список граждан, подлежащих переселению, суд обязывает ответчика заключить со всеми истцами договор о предоставлении социальной выплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию города Прокопьевска включить Максютова Сергея Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Молчанову Татьяну Александровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Молчанову Дарью Евгеньевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта «Ноградская».

Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Максютовым Сергеем Валерьевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Молчановой Татьяной Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Молчановой Дарьей Евгеньевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта «Ноградская».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Г. Тихонова