Дело № 2-689/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г. при секретаре Манзуровой Н.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 10 июля 2012 года гражданское дело по иску Курман Татьяны Васильевны, Трубачева Евгения Александровича, Ивашовой Татьяны Леонидовны, действующей также в интересах несовершеннолетней Курман Яны Вадимовны к администрации города Прокопьевска о включении в уточненный список граждан и заключении договора о предоставлении социальной выплаты УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Ноградская», включив их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом АООТ «Шахта «Ноградская». В судебном заседании истица Курман Т.В. поддержала исковые требования и пояснила, что дом по <адрес> является ветхим, находится на горном отводе шахты «Ноградская» и подлежит сносу по проекту ликвидации указанной шахты. В доме проживают все истцы: она, сноха с внучкой и племянник, и зарегистрированы все в доме по месту жительства. В 2011 году, узнав, что дом подлежит сносу и гражданам предоставляют социальную выплату, они обратились в администрацию <адрес>, где им предложили представить необходимые документы. После предоставления документов, им предложили обратиться в суд. Просит удовлетворить их требования, т.к. в собственности они никакого жилья не имеют, нуждаются в переселении. В доме по <адрес> она проживала с родителями. Не смотря на то, что она состоит в зарегистрированном браке, семья у нее фактически распалась, и она с 1979 года проживает в доме, ухаживала за родителями. Сын также проживал с ней в доме, а после вступления сына в брак в 2000 году с ними стала проживать Ивашова Т.Л., с 2001 года внучка, а с 2003 года, когда умер ее сын, с ними стал проживать ее племянник. Истец Трубачев Е.А. исковые требования поддержал и пояснил, что с 2003 года проживает в доме по <адрес> в качестве члена семьи, своей семьи не имеет, жилья никакого не имеет. Истица Ивашова Т.Л., действующая также в интересах Курман Я.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить и пояснила, что в 2000 году вступила в брак с сыном истицы Курман Т.В. и стала проживать в доме по <адрес>, в 2001 году у них родилась дочь. В 2003 году ее муж умер, но она осталась проживать со свекровью. В 2005 году она вступила в брак во второй раз, а в 2006 году вновь вернулась к свекрови, т.к. не сложились отношения с мужем. Своего жилья не имеет, а была ранее зарегистрирована в квартире свекра. Представитель ответчика - администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, о причинах неявки не сообщил. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил письменный отзыв. Выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого. Постановлением правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого. Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета. В соответствии с п. 5 указанных Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Размер межбюджетных трансфертов определяется Министерством энергетики РФ на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил). Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил). Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил). Из приведённых положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности. Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года № 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. В судебном заседании было установлено, что дом по <адрес> в <адрес> по заключению СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ расположен в зоне подработки горными работами шахты «Ноградская», относится к ветхому жилищному фонду, ставшему в результате ведения горных работ непригодным для проживания и рекомендован к сносу по критериям безопасности. Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также усматривается, что дом включен в дополнительный список ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности, подлежащего сносу по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Ноградская». При этом администрация уведомила истцов, что при регистрации граждан по адресу ветхого жилья в 2010-2012 годах, социальная выплата из средств федерального бюджета предоставляется в судебном порядке. Собственником дома по <адрес> являлась Курман Т.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ее родителей. Зарегистрировалась она в доме по месту жительства в декабре 2009 года, однако фактически проживала в доме с 1979 года, ухаживала за родителями. Как пояснили истцы, Ивашова Т.Л. проживала в доме с сыном Курман Т.В. с 2000 года, в 2001 году у них родился ребенок и они продолжали проживать в доме. После смерти сына Курман Т.В. в 2003 году, сноха с внучкой остались проживать в доме, и кроме того, в доме стал проживать племянник Курман Т.В. Трубачев Е.А. Зарегистрировались Ивашова Т.Л., Курман Я.В., Трубачев Е.А. в доме по месту жительства в январе и мае 2010 года, поскольку у Курман Т.В. не были оформлены документы на дом. Таким образом, все истцы приобрели право пользования жилым домом по <адрес> и на момент выдачи заключения СФ ОАО ВНИМИ (ДД.ММ.ГГГГ) были зарегистрированы и проживали в доме, а после совершения сделки дарения жилого дома ДД.ММ.ГГГГ Ивашова Т.Л. и Курман Я.В. стали собственниками указанного дома и все истцы до настоящего времени проживают в доме. Исходя из системного толкования вышеназванных положений постановлений Правительства РФ следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не предусмотрено. При этом суд учитывает, что социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. На момент признания спорного дома непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и принятия решения о сносе, все истцы были зарегистрированы в спорном доме по месту жительства и проживали в нем. Указанный дом являлся для истцов единственным и постоянным местом жительства. Согласно п. 8 вышеуказанных Правил социальные выплаты предоставляются на основании списков граждан, подлежащих переселению, эти списки ежегодно уточняются. Полномочиями по уточнению списков жильцов сносимых домов наделены органы местного самоуправления, в данном случае администрация <адрес>. По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Учитывая, что списки граждан, подлежащих переселению по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Ноградская» подлежат ежегодному уточнению, суд считает, что все истцы подлежат включению в списки граждан, подлежащих переселению по проекту ликвидации АООТ «Шахта «Ноградская», т.к. спорный дом являлся для них единственным и постоянным местом жительства, они нуждаются в социальной поддержке государства с целью обеспечения их жилым помещением. Истцы в собственности иных жилых помещений не имеют и не приобрели право пользования каким-либо иным жилым помещением. Поскольку основанием для предоставления социальной выплаты является включение в список граждан, подлежащих переселению, суд обязывает ответчика заключить со всеми истцами договор о предоставлении социальной выплаты. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию города Прокопьевска включить Курман Татьяну Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Трубачева Евгения Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Ивашову Татьяну Леонидовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Курман Яну Вадимовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта «Ноградская». Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Курман Татьяной Васильевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Трубачевым Евгением Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Ивашовой Татьяной Леонидовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Курман Яной Вадимовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта «Ноградская». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: подпись Верно: судья Л.Г. Тихонова