Дело № 5-81/2012 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е город Прокопьевск 18 октября 2012 года Центральный районный суд г. Прокопьевска в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В., при секретаре Кем Т.М., с участием государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за металлургическими, коксохимическими, взрывоопасными, химически опасными производствами и объектами, и транспортированием опасных веществ Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Волкова П.В., действующего на основании доверенности от 09.08.2012 г., заместителя начальника Межрегионального отдела по надзору за металлургическими, коксохимическими, взрывоопасными, химически опасными производствами и объектами, и транспортированием опасных веществ Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Чижова А.Н., действующего на основании доверенности от 28.06.2012 г., представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Подземтрансмаш» Керницкой Л.В., действующей на основании доверенности от 11.11.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Подземтрансмаш», ИНН 4223047225, юридический адрес: г. Прокопьевск, ул. Кооперативная, 6, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: 12.10.2012 г. государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за металлургическими, коксохимическими, взрывоопасными, химически опасными производствами и объектами, и транспортированием опасных веществ Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Волковым П.В. при проведении плановой выездной проверки состояния промышленной безопасности на основании распоряжения № 3372-р от 02.10.2012 г. и.о. руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, в ООО «Подземтрансмаш» выявлены нарушения требований п. 1 ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно: - отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш» 1945 года постройки, расположенного по ул. Площадка Фрунзе, 17, утвержденное территориальным органом Ростехнадзора. В судебном заседании представитель ООО «Подземтрансмаш» Керницкая Г.Н. вину общества в совершении правонарушения не признала, пояснил, что 05.03.2011 г. между ООО «Фидий» и ООО «Подземтрансмаш» был заключен договор на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности опасного производственного объекта – здания литейного участка по ул. Пл. Фрунзе, 17. Данное заключение было выдано ООО фирма «Фидий» в мае 2012 г., по заключению экспертизы здание литейного участка признано ограничено работоспособным при условии выполнения рекомендаций для обеспечения безопасной эксплуатации здания литейного цеха. Всего по заключению было предписано выполнить 13 пунктов указанных рекомендаций, на момент рассмотрения дела в суде большая часть их выполнена, требуется выполнить только усиление стропильных ферм по специально разработанному проекту, восстановить связи и распорки стропильных ферм и восстановить антикоррозийное покрытие стальных ферм. В настоящее время во исполнение перечисленных рекомендаций ООО «Подземтрансмаш» в мае 2012 г. был заключен договор на выполнение подрядных работ по разработке рабочей документации на усиление строительных конструкций, данный договор исполнен подрядной организацией, рабочая техническая документация получена. 17.10.2012 г. ООО «Подземтрансмаш» заключен договор подряда на выполнение капитального ремонта здания литейного участка по ул. Пл. Фрунзе, 17, с выполнением работ по усилению строительных ферм, восстановлению связей и распорки строительных ферм, восстановление антикоррозийного покрытия стальных ферм. Срок окончания выполнения работ предусмотрен до 12.11.2012 г., стоимость работ составляет 200000 руб., работы заказчиком частично оплачены, подрядная организация приступила к выполнению работ. В настоящее время здание литейного участка, 1945 года постройки, эксплуатируется по мере производственной надобности не более двух раз в неделю, в здании литейного участка работает 30 человек, которые находятся в здании цеха не постоянно. Полагает, что при наличии выданного экспертного заключения ООО «Фидий» промышленной безопасности на литейный цех с определенными условиями по выполнению работ по обеспечению его безопасной эксплуатации, в настоящий момент не имеется какой либо угрозы для жизни и здоровья его работников, поэтому считает применение надзорным органом обеспечительной меры в виде временного запрета деятельности здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш» является необоснованным. Полагает, что ООО «Подземтрансмаш» в силу положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязано только принимать меры к проведению экспертизы зданий на опасном производственном объекте, данные меры обществом были приняты, экспертиза проведена, соответствующее заключение получено. Полагает, что вины ООО «Подземтрансмаш» в том, что экспертное заключение промышленной безопасности ООО «Подземтрансмаш» не было утверждено территориальным органом Ростехнадзора, не имеется, поэтому считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, считает, что законом не предусмотрена обязанность юридического лица получать именно положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Также, по ее мнению, в протоколе об административном правонарушении в отношении ООО «Подземтрансмаш» должностным лицом Ростехнадзора в нарушение требований административного законодательства не указаны конкретные нормы закона, которые были нарушены юридическим лицом. Считает, что данные обстоятельства исключают правовую возможность привлечения ООО «Подземтрансмаш» к административной ответственности. Государственный инспектор Межрегионального отдела по надзору за металлургическими, коксохимическими, взрывоопасными, химически опасными производствами и объектами, и транспортированием опасных веществ Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Волков П.В. пояснил, что ООО «Подземтрансмаш» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - литейного участка, находящегося в здании 1945 года постройки по месту нахождения: город Прокопьевск, ул. Пл. Фрунзе, 17. Данный объект включен в перечень опасных производственных объектов согласно свидетельству о регистрации от 29.12.2011 г., и эксплуатируется с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно, в отсутствие предусмотренного положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на указанное здание, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, дальнейшая эксплуатация может привести к разрушению здания, возникновению аварийной ситуации и наступлению тяжких последствий. Пояснил, что для получения положительного экспертного заключения требуется срок не менее 3-месяцев, поэтому просил применить к обществу административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. В рамках административного производства им применена обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности предприятия с 10-00 час. 15.10.2012 г. Заместитель начальника Межрегионального отдела по надзору за металлургическими, коксохимическими, взрывоопасными, химически опасными производствами и объектами, и транспортированием опасных веществ Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Чижов А.Н. пояснил суду, что имеющееся заключение промышленной безопасности здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш», расположенного по ул. Пл. Фрунзе, 17, выданное ООО «Фидий», трижды представлялось на рассмотрение отраслевой комиссии по рассмотрению экспертных заключений промышленной безопасности по зданиям и сооружениям, однако в утверждении указанного заключения комиссий было отказано по причине того, что экспертиза была проведена с нарушением Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), выразившихся в нарушении установленного 3-х месячного срока проведения экспертизы, фактически экспертиза была проведена в период с июня 2011 г. по июль 2011 г., однако заключение составлено 30.05.2012 г. Кроме того при проведении экспертизы экспертным учреждением к участию в проведении экспертизы были привлечены эксперты не аттестованные в области экспертизы зданий и сооружений на объектах металлургической промышленности. С учетом указанных обстоятельств утверждение имеющегося заключения промышленной безопасности здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш» не представляется возможным, поскольку с момента последнего экспертного обследования здания в период с июня 2011 г. по июль 2011 г. на настоящий момент прошло более года, требуется проведение повторной экспертизы. В 2005 г. на здание литейного участка по ул. Пл. Фрунзе, 17 выдавалось заключение, которые было утверждено Ростехнадзором, в указанном заключении по состоянию на 2005 г. указывалось на необходимость выполнения усилений ферм и связей, однако до настоящего момента указанные рекомендации ООО «Подземтрансмаш», которое осуществляет эксплуатацию указанного здания, не выполнены. Считает, что имеется непосредственная угроза жизни и здоровью работников здания литейного участка, поэтому просит суд установить вину ООО «Подземтрансмаш» в нарушений правил промышленной безопасности и применении наказания в виде административного приостановления деятельности здания литейного участка на срок 90 суток для выполнения обществом имеющихся рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации здания и получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности опасного производственного объекта. Выслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностных лиц, исследовав письменные документы, суд находит вину ООО «Подземтрансмаш» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ, доказанной. Из протокола по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица № 18-72/12 от 15.10.2012 г. следует, что ООО «Подземтрансмаш» эксплуатирует опасный производственный объект – здание литейного участка, расположенного по ул. Пл. Фрунзе, 17 в г. Прокопьевске, без наличия положительного заключения экспертизы его промышленной безопасности, утвержденного территориальным органом Ростехнадзора, тем самым создает непосредственную угрозу жизни и здоровья людей и нарушает требования промышленной безопасности, предусмотренные ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ответственность за которые предусмотрена ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ (л.д. 11-14). Согласно протоколу о временном запрете деятельности № 18-71/12 от 15.10.2012 г. (л.д. 8-11), составленном государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за металлургическими, коксохимическими, взрывоопасными, химически опасными производствами и объектами, и транспортированием опасных веществ Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Волковым П.В., применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Подземтрансмаш»в виде временного запрета деятельности здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш», расположенного по ул. Пл. Фрунзе, 17 в г. Прокопьевске. Время фактического прекращения деятельности 15 октября 2012 года в 10 часов 00 минут. В соответствии с п.п. 4.3., 7.2 Устава ООО «Подземтрансмаш» является юридическим лицом, осуществляющим в том числе деятельность по изготовлению металлоконструкций, средств малой механизации, запасных частей к горношахтному оборудованию (л.д. 22-33). Как следует из копии свидетельства о регистрации от 29.12.2011 г., выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д. 18-19), в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» зарегистрирован участок линейный (расплавы чугуна, стали, цветного литья) ООО «Подземтрансмаш» 04.08.2008 г. за рег.номер А68-02112-0003. В соответствии с лицензией ВП -68-001125 (КМ) от 13.02.2009 г. (л.д. 20-21) ООО «Подземтрансмаш» разрешено осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов по месту осуществления данного вида деятельности по ул. Фрунзе, 17 в г. Прокопьевске на срок до 13.02.2014 г. Как следует из приобщенного в материалы дела постановления Центрального районного суда г. Прокопьевска от 22.12.2011 г. (л.д. 38-40) ООО «Подземтрансмаш» было привлечено к административной ответственности за однородное правонарушение по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток, постановление вступило в законную силу 10 января 2012 года. Из приобщенных в материалы дела документов следует, что 05.03.2011 г. между ООО фирма «Фидий» и ООО «Подземтрансмаш» был заключен договор на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности опасного производственного объекта – здания литейного участка по ул. Пл. Фрунзе, 17. Данное заключение было утверждено руководителем ООО фирма «Фидий» 30.05.2012 г. (л.д. 52-94). В соответствии с данным заключением экспертизы здание литейного участка признано ограничено работоспособным при условии выполнения рекомендаций для обеспечения безопасной эксплуатации здания литейного цеха. Всего по заключению предписано выполнить 13 пунктов указанных рекомендаций, из них не выполнено 4, требуется выполнить усиление стропильных ферм по специально разработанному проекту, восстановить связи и распорки стропильных ферм и восстановить антикоррозийное покрытие стальных ферм. Согласно решению отраслевой комиссии по рассмотрению экспертных заключений промышленной безопасности по зданиям и сооружениям Межрегионального отдела по надзору за металлургическими и коксохимическими производствами Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 27.07.2012 г. № 259 (л.д. 95), отказано в утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш», выполненное экспертной организацией ООО фирма «Фидий» в связи с выявленными нарушениями Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), а именно: привлечение при проведении экспертизы экспертным учреждением к участию в проведении экспертизы не аттестованные, не аккредитованных экспертов в области экспертизы зданий и сооружений на объектах металлургической промышленности, нарушении установленного 3-х месячного срока проведения экспертизы. Согласно письменному ответу руководителя ООО фирма «Фидий», адресованное в ООО «Подземтрансмаш», фирма «Фидий» гарантировало проведение повторной экспертизы промышленной безопасности здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш» до 31.12.2012 г. за собственные денежные средства (л.д. 102-103). Из договора на выполнение подрядных работ от 27.05.2012 г., заключенному между ООО ПТП «Сибэнергочермет» и ООО «Подземтрансмаш» (л.д. 104-106), следует что исполнитель принимает обязательства по разработке рабочей документации на усиление строительных конструкций. Согласно договору строительного подряда от 17.10.2012 г. (л.д. 96-101), ООО «Подземтрансмаш» и ООО « Кузнецкпроммонтаж» заключили договор подряда на выполнение капитального ремонта здания литейного участка по ул. Пл. Фрунзе, 17, с выполнением работ по усилению строительных ферм, восстановлению связей и распорки стропильных ферм, восстановление антикоррозийного покрытия стальных ферм. Срок окончания выполнения работ предусмотрен до 12.11.2012 г. Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства российской Федерации, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. Согласно ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» здания и сооружения на опасном производственном объекте подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Порядок и сроки проведения экспертизы зданий и сооружений на опасном производственном объекте регламентируются Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.11.1998 г. № 64 (в ред. от 01.08.2002, с изм. от 15.05.2008) (далее - Правила) В соответствии с положениями Раздела II, п.п. 4.2.4, 5.3. Правил заключение экспертизы является документом, содержащим обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы. Заключение экспертизы передается в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Таким образом, суд считает, что вина Общества с ограниченной ответственностью «Подземтрансмаш» нашла полное подтверждение в судебном заседании, обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Вина юридического лица подтверждается письменными материалами дела, объяснениями представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объяснениями лица. Доводы представителя ООО «Подземтрансмаш» Керницкой Л.В. об отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью работников литейного участка в виду наличия неутвержденного в установленном порядке территориальным органом Ростехнадзора заключения экспертизы промышленной безопасности здания опасного производственного объекта и принятии мер по капитальному ремонту здания в рамках заключенного, но не исполненного, договора строительного подряда, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку вопрос о соответствии или несоответствии здания опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности в силу закона может быть разрешен исключительно при проведении соответствующей экспертизы и только после проведения капитального ремонта здания опасного производственного объекта. Сам факт проведения текущего либо капитального ремонта здания опасного производственного объекта, надлежащее содержание и эксплуатация его помещений, не являются основанием для освобождения юридического лица, осуществляющего деятельность в области промышленной безопасности, от проведения экспертизы промышленной безопасности эксплуатируемых опасных производственных объектов, получения и утверждения положительных экспертных заключений в установленном законом порядке. При назначении наказания юридическому лицу в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «Подземтрансмаш», судом не установлено. ООО «Подземтрансмаш» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, срок административного наказания за предшествующее правонарушение, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, не истёк, данное обстоятельство суд учитывает в качестве отягчающего его ответственность обстоятельства. Суд считает, что в целях предупреждения совершения со стороны ООО «Подземтрансмаш» новых правонарушений наказание ему должно быть назначено в виде в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид административного наказания, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ для юридических лиц в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Установить вину Общества с ограниченной ответственностью «Подземтрансмаш» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания литейного участка ООО «Подземтрансмаш», находящегося по адресу: г. Прокопьевск, ул. Пл. Фрунзе, 17, на срок 90 (девяносто) суток. Срок приостановления деятельности исчислять с момента фактического прекращения деятельности с 10 часов 00 минут 15 октября 2012 года до 24 часов 00 минут 12 января 2013 года. Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья: подпись Верно: судья Ю.В. Мокин