о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2090-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2010 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего Макарцева А.В.,

при секретаре Панковой Е.Д.,

с участием истца Албитовой Л.В., представителей ответчиков Альковой О.М., Серебряковой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Албитовой Любови Вячеславовны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края о предоставлении жилого помещения вне очереди,

установил:

Албитова Л.В. обратилась с указанными требованиями, ссылаясь на то, что она являются лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать умерла .. года, отец умер .. года. В период с .. года по .. года ее опекуном являлась ее родная тетя – Колибаба Н.Н. В 2005 году истец Албитова закончила обучение в средней школе, до этого момента проживала у опекуна. После поступления в университет стала проживать в общежитии по адресу: .., .., ...

С .. года состоит на учете в администрации городского округа «Город Чита», учетный номер – 1454.

В связи с тем, что до настоящего времени истец не имеет жилого помещения, просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить им по договору социального найма вне очереди жилые помещения в виде отдельной квартиры.

В судебном заседании Албитова Л.В. требования уточнила, просит обязать предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей требованиям, предъявляемым жилищным законодательством, площадью не менее 25 кв.м., на территории г.Читы.

Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» Алькова О.М. иск не признала. Суду пояснила, что администрация городского округа «Город Чита» является ненадлежащим ответчиком по делу, к органам исполнительной власти субъекта не относится, поскольку является органом местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями является обязанностью субъекта РФ, эта обязанность может быть передана органам местного самоуправления с соответствующим финансированием на эти цели, соответствующим законом.

Представитель ответчика – правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю. возражает против иска, полагая, что правительство не является уполномоченным органом по предоставлению жилья указанной категории граждан. Эта обязанность реализуется органом местного самоуправления, которому субвенция на эти цели перечислена в сумме 7497,9 тыс. руб. Также правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании не возникло спора о том, что Албитова Л.В. относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать истца умерла .. года, отец умер .. года л.д.7-8).

Право Албитовой Л.В. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиками также не оспаривалось. Албитова состоит на учете детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения под учетным номером 1454 л.д.12).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

В силу пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Т.е. разрешение требования о предоставлении жилой площади данным лицам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма определены в пункте 3 части 1 статьи 14, статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления

Статьей 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 315 –ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено обеспечение указанных лиц жильем исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, отнесенные, в частности, законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение Албитовой Л.В. жилым помещением является обязанностью администрация городского округа «Город Чита».

Взаимоотношения, которые могут возникнуть между органом местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ в связи с предоставлением жилья, не относится к предмету настоящего судебного разбирательства. В случае возникновения разногласий орган местного самоуправления не лишен права на судебную защиту. Однако данные правоотношения не могут исключать обязанности ответчика по обеспечению истцов жилым помещением и не могут нарушать их права, предоставленные законом.

Решением Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека установлена в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Албитовой Любови Вячеславовне по договору социального найма вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей требованиям, предъявляемым жилищным законодательством, площадью не менее 25 кв.м., на территории г.Читы.

Обязать правительство Забайкальского края обеспечить финансирование данного мероприятия.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья А.В. Макарцев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200