Дело № 2-1773-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«02» августа 2010 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,
при секретаре судебного заседания Кияшевой А.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г.Читы к Правительству Забайкальского края, Министерству Финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ингодинского района г.Читы обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Федоровой А.Б., ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 17.12.2008 исковое заявление Федоровой А.Б.. к администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черет города Читы, размером не мене 25 кв.метров общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, удовлетворено.
До настоящего времени в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья, решение суда не исполнено, жилое помещение Федоровой А.Б. не предоставлено, в связи с чем жилищные права ее продолжают нарушаться.
В связи с длительным неисполнением решения суда, Федорова А.Б. обратилась в прокуратуру района с просьбой о предъявлении в ее интересах иска о взыскании с Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края в е пользу денежных средств на приобретение жилого помещения.
Согласно справке ООО МП «Правовед» от 12.05.2010 средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилой площади на рынке недвижимости г.Читы составляет 40 500 руб. Просит суд взыскать с Правительства Забайкальского края на приобретение жилого помещения в г. Чите денежные средства в размере 1 012 500 руб., обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование выплаты Федоровой А.Б. денежных средств в размере 012 500 руб.
В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные требования поддержал, уточнив в судебном заседании 02.08.2010 исковые требования, просит взыскать с Министерства финансов Забайкальского края в пользу Федоровой А.Б. денежные средства, необходимые для приобретения жилья. Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.
Федорова А.Б. уточненные исковые требования также поддержала в полном объеме.
Представитель привлеченной в качестве третьего лица Администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В.,, действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора, не возражала, пояснив суду, что в настоящее время городской округ «Город Чита» свободными благоустроенными жилыми помещениями, отвечающими санитарным и техническим нормам, общей площадью 25 и более кв.метров, не располагает. Администрации городского округа в настоящее время необходимы денежные средства на приобретение жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 448 500 000 рублей, о чем представила суду справки л.д._____, ________).
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. исковые требования не признала, представив письменный отзыв, по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление л.д._______).
Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представив отзыв на исковое заявление л.д._____), ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве, пояснив, что Правительство края является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 17 декабря 2008 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Федоровй Анне Борисовне как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, размером не менее 25 кв.метров. Решение вступило в законную силу. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Федоровй А.Б.. не предоставлено, в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.
Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения Федоровой А.Б. жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Федоровй А.Б. без выделения Министерством финансов Забайкальского края денежных средств на указанные цели не может быть исполнена, и исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Федоровй А.Б. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент квартиры.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает, что согласно справке ООО «МП Правовед» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья на вторичном рынке по состоянию на 12.05.2010 года составляет 40 500 руб. л.д.________), ввиду чего в пользу Федоровй А.Б.. для приобретения жилья подлежит взысканию денежная сумма в размере 1 012 500 рублей.
Представленная Министерством финансов Забайкальского края справка ООО «Судебно-экспертное агентство» от 22.07.2010 о средней рыночной стоимости 1 кв.метра жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по г.Чите составляет 29 500 рублей, не может быть принята во внимание, поскольку на рынке жилья жилых помещений с указанной стоимостью не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ингодинского района г.Читы о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края в пользу Федоровой А.Б. денежных средств для приобретения жилого помещения удовлетворить.
Во исполнение решения Центрального районного суда г.Читы от 17 декабря 2008 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Федоровой Анны Борисовны 1 012 500 рублей, в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Б.В.Доржиева