Дело № 2-3671-10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«01» июля 2010 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,
при секретаре Кияшевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Нечухаева Максима Валерьевича, Нечухаевой Евгении Олеговны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней Нечухаевой Ярославы Максимовны к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита», о признании права пользования жилым помещением, заключении договора найма служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора найма служебного жилого помещения ссылаясь на следующее. Нечухаев М.В. является военнослужащим военной прокуратуры Сибирского военного округа, состоит в ГУ Читинская КЭЧ района в очереди на получение жилого помещения. Решением жилищной комиссии военной прокуратуры Номер от Дата истцу было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, ..., ... ..., ранее занимаемое военнослужащим ФИО2 и членами его семьи, выехавшими на другое место жительства. Начальником ГУ Читинская КЭЧ района на имя главы администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» было направлено письмо с просьбой оформить договор найма служебного помещения с Нечухаевым М.В. Однако администрация в заключении договора найма служебного жилого помещения отказала. На основании изложенного Нечухаев Максим Валерьевич, Нечухаева Евгения Олеговна, действующая от своего имени и как законный представитель несовершеннолетней Нечухаевой Ярославы Максимовны просят суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Чита, ..., ... ..., обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить договор найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании истцы Нечухаев М.В., Нечухаева Е.О., действующая от своего имени и как законный представитель несовершеннолетней Нечухаевой Я. М., исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным, дополнив, что иного жилья, кроме спорного, они не имеют.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» и администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. В своих возражениях ссылалась на то, что поскольку военнослужащие являются федеральными государственными служащими, связаны трудовыми отношениями не с органами местного самоуправления, а с федеральными органами государственной власти, предоставление им служебных помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. При передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, данные помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Кроме того, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. В отношении же спорного жилого помещения его собственником в лице администрации городского округа «Город Чита» решения о присвоении такого статуса не принималось.
Представитель третьего лица ГУ Читинская КЭЧ района Коренева И.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что истец Нечухаев Максим Валерьевич является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него и членов его семьи: Нечухаеву Евгению Олеговну, Нечухаеву Ярославу Максимовну распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.
В силу ст. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети.
Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Нечухаев Максим Валерьевич проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в звании капитана юстиции. Первоначально контракт о прохождении военной службы был с ним заключен в 2002 году. Решением жилищной комиссии военной прокуратуры Сибирского военного округа от Дата года капитану юстиции Нечухаеву М.В. на состав семьи – 3 человека предоставлена квартира Номер в доме Номер по ... в ..., освобожденная другим военнослужащим.
В настоящее время указанная квартира значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита». Однако суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушить прав военнослужащих и членов их семей на получение в пользование освободившегося жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит, что у истцов имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо оттого, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.
Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем определении от 25 декабря 2003 г. № 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
Таким образом, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими может быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Нечухаевым Максимом Валерьевичем и членами его семьи - Нечухаевой Евгенией Олеговной, Нечухаевой Ярославой Максимовной право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: г. Чита, ..., ..., ..., на условиях договора найма служебного жилого помещения.
Обязать Администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с Нечухаевым Максимом Валерьевичем и членами его семьи Нечухаевой Евгенией Олеговной и Нечухаевой Ярославой Максимовной договор найма служебного жилого помещения – квартиры по адресу: г.Чита, ..., ..., ....
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Доржиева Б.В.