Дело № 2-3165-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2010 г. Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,
при секретаре Степановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по заявлению Первого заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующей ч.5 ст.2 Положения «О порядке принятия решений об установлении размере родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. №69,
У с т а н о в и л :
Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. № 69 утверждено Положение «О порядке принятия решений об установлении размера родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита». Согласно ч.5 ст.2 оспариваемого Положения, подтверждающих уважительность причины отсутствия ребенка – родительская оплата производится в полном размере. Считает, что данная норма Положения не соответствует федеральному законодательству и подлежит признанию недействующей. А именно ст.52.1 Закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании». Просит признать недействующей ч.5 ст.2 Положения «О порядке принятия решений об установлении размера родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. №69.
В судебном заседании представитель прокурора – Михаэлис Н.В., требования уточнила, просила признать противоречащей законодательству и недействующей ч.5 ст.2 Положения «О порядке принятия решений об установлении размера родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. №69, в части допущения взимания платы за питание детей л.д._____), поддержав заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель Думы городского округа «Город Чита» - Долгова Ю.Х., действующая на основании доверенности №237-1 от 31.05.2010г., требования прокурора не признала, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представители администрации городского округа «Город Чита» Мирошниченко И.В. и Кузнецова Т.В., действующие на основании доверенностей, полагали требования не подлежащими удовлетворению, представив письменные возражениял.д._______).
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ч.5 ст.2 Положения «О порядке принятия решений об установлении размера родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. № 69 гласит, что в случае непредставления документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия ребенка, оплата производится в полном размере.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2).
Устанавливая государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования статья 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции названного Федерального закона, конкретизируя статью 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующую общедоступность и бесплатность дошкольного образования, закрепляет, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, направлен на решение задач обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Той же цели служат положения Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 4 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 31 декабря 2005 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Его статья 26.3, в части дошкольного образования вступившая в силу с 1 января 2006 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (подпункт 13 пункта 2). Те же положения содержатся в устанавливающей компетенцию субъектов Российской Федерации в области образования статье 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» и Бюджетного кодекса Российской Федерации в ныне действующих редакциях следует, что расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
Статьей 52.1 Закона РФ «Об образовании» регулируется плата за содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Родительская плата в таких учреждениях ограничена - она не может превышать 20% всех реальных затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а для родителей (законных представителей), имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, 10% указанных затрат. От родительской платы полностью освобождаются родители (законные представители) в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, с туберкулезной интоксикацией.
Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 849. Данный перечень очень широк, включает в себя в т.ч. расходы на хозяйственные нужды образовательных учреждений, включая те, которые изъяты из числа финансируемых за счет субвенций из бюджетов субъектов РФ (на содержание зданий, коммунальные расходы, на приобретение транспортных услуг, услуг связи и т.д.), таким образом, общеобразовательные учреждения с дошкольными отделениями могут компенсировать до 20% расходов на эти нужды. В этот перечень включены и расходы на оплату труда персонала, т.е. дошкольные учреждения могут компенсировать до 20% расходов на оплату труда персонала за счет родительской платы (в общеобразовательных учреждениях с дошкольными отделениями эти расходы финансируют субъекты РФ). Вообще, перечень расходов, учитываемых при расчете родительской платы, не является жестким, в нем есть пункты как расходы на «прочие услуги» и «прочие расходы».
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г.» определено, что «недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований, влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование» (п. 4.2 мотивировочной части); «расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке»; положения законов, предполагают обязанность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» (п. 1 резолютивной части).
При недостаточности средств необходимо заблаговременно, до утверждения бюджета на следующий финансовый год, направлять обращения в адрес органов государственной власти субъектов РФ с просьбой о выделении субсидий, сопровождая их соответствующими обоснованиями и расчетами.
Согласно Закону, расходы на содержание зданий и коммунальные расходы при предоставлении всех видов образования в общеобразовательных учреждениях осуществляются из местных бюджетов, т.е. это является расходным обязательством муниципальных образований и не может перекладываться на родителей. В то же время, как видно из изложенного выше, применительно к дошкольному образованию Правительство РФ включило эти расходы в перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка. При этом размер родительской платы ограничен 20 процентами, т.е. основные расходы несет местный бюджет.
Суд не может согласиться с доводами представителей Администрации городского округа «Город Чита», что приготовление завтраков и обедов осуществляется утром текущего дня с учетом численности детей, посещавших учреждение в предыдущий день, в связи с чем, детское учреждение несет убытки, из-за приготовления лишних порций, поскольку невозможно предусмотреть все уважительные причины заранее и предварительно предупредить детское учреждение о неявке ребенка. Также руководство детского учреждения не может предвидеть, сколько детей придет после болезни (отпуска) в определенный день. Правилами и договором, заключенным между родителями и дошкольными учреждениями, данная норма не предусмотрена.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что данным решением Думы городского округа «Город Чита», необоснованно возложена обязанность на родителей по оплате за содержание детей, при непосещении ребенком по неуважительным причинам детского дошкольного учреждения, поскольку дошкольное образование является бесплатным, и не определено какие затраты должны возместить родители в данном случае.
Определяя список уважительных причин: болезнь ребенка; отпуск родителей (законных представителей); санаторно-курортное лечение; карантин; временное отсутствие родителей (законных представителей) (болезнь, командировка, временное выбытие за пределы муниципального образования); чрезвычайные обстоятельства, не предусмотрен срок и порядок извещения родителями руководства детского дошкольного учреждения, и документы, подтверждающие наличие уважительных причин непосещения ребенком дошкольного учреждения. А также не определено Положением понятие «чрезвычайные обстоятельства».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ч.5 ст.2 Положения «О порядке принятия решений об установлении размере родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. № 69 противоречит Конституции РФ и Федеральному закону «Об образовании», гарантирующих всем бесплатное и доступное дошкольное образование в Российской Федерации.
Согласно ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку данная статья Положения признана судом противоречащей федеральному законодательству с момента его принятия, то и недействующей признается с момента ее принятия.
24.05.2007г. Думой городского округа «Город Чита» Положение утверждено, и данное решение было опубликовано в газете «Читинское обозрение» №22 от 30.05.2007г.
В соответствии со ст.253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявление Первого заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующей ч.5 ст.2 Положения «О порядке принятия решений об установлении размере родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. № 69 удовлетворить.
Признать противоречащим законодательству ч.5 ст.2 Положения пункта «О порядке принятия решений об установлении размере родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.05.2007г. № 69, и признать его недействующим с момента принятия.
Решение суда опубликовать в газете «Читинское обозрение» после вступления решения суда в законную силу.
Решение может обжаловано в течение десяти дней в Читинский областной суд через Центральный районный суд г.Читы.
Судья: Т.А. Калашникова