внеочередное предоставление жилого помещения



Дело № 2-4000/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2010 г. г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи П.Н. Смолякова,

с участием представителя процессуального истца Т.А. Вециной, истицы, представителей ответчиков О.Ю. Печак, А.Ю. Серебряковой и Д.С. Филипенко,

при секретаре М.З. Аушеве,

рассмотрев в открытом судебном заседании,

гражданское дело:

по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Колобовой Натальи Владимировны к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ингодинского района г. Читы, действуя в защиту прав и законных интересов Н.В. Колобовой, обратился с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства. В связи с отсутствием родительского попечения Н.В. Колобова, будучи несовершеннолетней, была определена в детское государственное учреждение, при этом жилое помещение за нею не закреплялось. После окончания обучения в этом учреждении она поставлена на учёт нуждающихся в жилых помещениях как лицо, оставшееся без попечения родителей. Указывая, что жилое помещение, как это полагается по жилищному законодательству, до сих пор не предоставлено, просил обязать к такому предоставлению Администрацию городского округа «Город Чита».

В судебном заседании представитель процессуального истца Т.А. Вецина, истица Н.В. Колобова исковые требования поддержали по вышеприведённым доводам.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита» О.Ю. Печак в возражениях на иск л.д. __________) и данных в судебном заседании объяснениях исковые требования не признала на том основании, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к государственным полномочиям Забайкальского края, который финансирование, необходимое для предоставления истице жилого помещения, не выделил.

Представитель Правительства Забайкальского края А.Ю. Серебрякова в возражениях на иск л.д. __________) и данных в судебном заседании объяснениях исковые требования не признала на том основании, что согласно закону обеспечение соответствующей категории лиц жилыми помещениями возлагается на органы местного самоуправления, которые финансируются в пределах бюджетных лимитов.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Д.С. Филипенко в возражениях на иск л.д. __________) и данных в судебном заседании объяснениях исковые требования не признал на том же основании, дополнив, что Н.В. Колобова достигла возраста 23 лет, а потому утратила право на меры социальной поддержки. Обратил внимание, что действующее законодательство не предусматривает обязанности предоставления именно квартиры. Просил применить последствия пропуска истицей срока исковой давности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из дела л.д. __________) видно, что Н.В. Колобова, ***** года рождения, в период своего несовершеннолетия осталась без попечения родителей, в связи с чем была помещена в детское государственное учреждение.

При помещении в детское государственное учреждение жилое помещение за нею не закреплялось.

По сообщениям Управления строительства, транспорта и связи Комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» от 07 мая 2008 г.
л.д. __________), от 01 июля 2009 г. л.д. __________), от 11 ноября 2009 г. л.д. __________) с 11 февраля 2004 г. и по настоящее время она состоит на учёте данной категории лиц, нуждающихся в жилье, за текущим номером 211.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона).

18 декабря 2009 г. принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», закрепивший аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 7).

Таким образом, Н.В. Колобова, как лицо из числа оставшихся без попечения родителей, не имеющая закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью органами исполнительной власти Забайкальского края.

Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению Н.В. Колобовой жилого помещения должна быть возложена на Администрацию городского округа «Город Чита», на территории которого проживает Н.В. Колобова.

Ссылка Администрации городского округа «Город Чита» на несоответствие такой передачи федеральному законодательству безосновательна, поскольку вышеупомянутый Закон Забайкальского края 18.12.2009 N 304-ЗЗК предусматривает порядок финансирования переданных государственных полномочий.

В свою очередь, Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления истице жилого помещения.

Тот факт, что Н.В. Колобова не является участницей бюджетного процесса, не лишает суд возможности при принятии решения обеспечить его исполнимость путём указания на вытекающие из закона обязательства уполномоченных органов государственной власти Забайкальского края по отношению к истице.

На учёт нуждающихся в жилых помещениях Н.В. Колобова была поставлена до достижения совершеннолетия, полагающимся жилым помещением ответчиками своевременно обеспечена не была, из чего следует, что сам факт достижения ею в настоящее время возраста 23 лет, который в законе предусмотрен в качестве максимально возможного для защиты жилищных прав соответствующей категории лиц, не влечёт умаление её прав на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

Жилое помещение предоставляется по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы и должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Площадь жилого помещения не должна быть менее 25 кв.м. (решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 N 185).

Вопреки доводам представителя Министерства финансов Забайкальского края требования истца о предоставлении такой квартиры сообразуются с законом: в части 5 статьи 57 ЖК РФ установлен запрет на предоставление в рассматриваемом случае жилого помещения в виде комнаты, а сведений о наличии у Администрации городского округа «Город Чита» жилых помещений в виде жилых домов в материалы дела не представлено. Следует также учесть, что представитель Администрации городского округа «Город Чита» возражений по существу исковых требований в этой части не выдвинул.

Что касается доводов представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что истицей пропущен срок исковой давности, который он исчисляет с даты постановки Н.В. Колобовой на соответствующий учёт (11 февраля 2004 г.), то оснований согласиться с такими доводами не усматривается.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Дату постановки истицы на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, нельзя рассматривать как день, когда она узнала или должна была узнать о нарушении своего права на получение жилого помещения, поскольку такая постановка не означала автоматическое предоставление жилого помещения и не расценивалась в качестве таковой ни органом местного самоуправления, ни самим ставящимся на учёт лицом, а лишь фиксировала принадлежность этого лица к числу детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей) и его нуждаемость в жилом помещении.

День достижения Н.В. Колобовой возраста совершеннолетия – 02 октября 2004 г. – также не следует расценивать как дату начала течения срока исковой давности, так как в последующем орган местного самоуправления признал за нею право на предоставление жилого помещения, поставив на учёт в качестве нуждающейся. В этой связи соответствующие доводы представителя Министерства финансов Забайкальского края в объяснениях, данных суду, надлежит считать несостоятельными.

Кроме того, выдав 11 ноября 2009 г. Н.В. Колобовой справку на нахождении на учёте нуждающихся в получении жилого помещения л.д. __________), Администрация городского округа «Город Чита», как обязанное лицо, тем самым совершила действие, свидетельствующее о признании своего долга перед истицей, что в силу статьи 203 ГК РФ прерывает течение срока исковой давности.

В удовлетворении ходатайства представителя Министерства финансов Забайкальского края о запросе сведений о наличии у Н.В. Колобовой в собственности жилых помещений судом было отказано по соображениям процессуальной экономии, при этом учтено, что Администрация городского округа «Город Чита» вопрос о снятии истицы с соответствующего учёта в связи с данными обстоятельствами ранее не ставила.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ингодинского района удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Колобовой Наталье Владимировне вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы, размером не менее 25 кв. м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Н.В. Колобовой жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение десяти дней со дня принятия.

Судья П.Н. СМОЛЯКОВ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200