Дело № 2-3116-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2010 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Голобоковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим Порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа «Город Чита», утвержденного Постановлением Мэра города Читы от 23.12.2007 № 283,
у с т а н о в и л :
Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь при этом на следующее. Постановлением Мэра г.Читы от 23.12.2007 № 283 (далее по тексту – Постановление) утвержден Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа «Город Чита». Прокурор, ссылаясь на то, что Постановлением определен орган, исполняющий судебные решения о взыскании денежных средств за счет бюджета городского округа «Город Чита», и регламентирована его деятельность по исполнению указанных судебных актов, полагает, что Постановление фактически регулирует процедуру исполнения судебных решений по искам о взыскании денежных средств за счет бюджета городского округа «Город Чита».
Установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно ст.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
Поскольку статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей бюджетные полномочия муниципальных образований, органы местного самоуправления не наделяются правом установления порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета муниципального образования, прокурор, считая, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа «Город Чита» принят постановлением Мэра г.Читы от 23.12.2007 № 283 с превышением полномочий, просил суд признать этот Порядок недействующим.
В судебном заседании прокурор Михаэлис Н.В., дав вышеизложенные пояснения, заявленные требования поддержала, уточнив, что просит признать недействующим само Постановение Мэра г. Читы от 23.12.2008г. № 283.
Представитель органа местного самоуправления Петрик А.В., действуя по доверенности, требования прокурора не признал. Пояснил суду, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление порядка исполнения местного бюджета. Ст. 35 Положения о бюджетном процессе в городском округе «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 25.10.2007 г. №152, установлено, что исполнение бюджета городского округа обеспечивается администрацией, организация исполнения бюджета возлагается на Комитет по финансам администрации. Учитывая наличие указанных полномочий и было принято оспариваемое прокурором постановление. Данным актом определяется лишь последовательность действий финансового органа муниципального образования при реализации порядка исполнения судебных актов, а также раскрываются вопросы организационного плана, такие как график приема на исполнение исполнительных документов, который зависит исключительно от графика работы комитета по финансам и не определяется на основе федерального законодательства. Просил отказать прокурору в удовлетворении заявления.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
В силу требований ч.4 ст.7 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Мэром города Читы 23.12.2007 г. принято Постановление №283 «Об утверждении порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа «Город Чита», которым был утвержден Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа «Город Чита».
В п.1.3. Постановления указано, что документы для исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа представляются в комитет по финансам администрации ГО «Город Чита».
Пунктами 1.4, 1.5-1.9, 2.3, 3.2, 3.6-3.8, 4.1-4.4 Постановления регламентируется деятельность комитета по финансам по исполнению судебных актов по искам к ГО «Город Чита» о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления городского округа или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления городского округа муниципальных правовых актов городского округа, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны городского округа (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета городского округа), а также по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений городского округа, лицевые счета которых открыты в комитете по финансам.
Между тем, как следует из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «б» ч.1. 76 (ч.1.), 120 (ч.1), 124 Конституции РФ, регулирование механизма исполнения судебных решений как неотъемлемой составляющей права на судебную защиту и самого правосудия - исключительная прерогатива федерального законодателя.
Общие положения по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов регулируется ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений - ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, когда указанным Постановлением определен орган в лице комитета по финансам, исполняющий судебные решения о взыскании денежных средств за счет казны городского округа, и регламентирована его деятельность по исполнению указанных судебных актов, суд полагает обоснованными доводы прокурора о том, что Постановление принято Мэром города Читы с превышением полномочий.
В силу изложенного требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Мэра г.Читы от 23.12.2007 г. №283 «Об утверждении порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского округа «Город Чита».
Сообщение о принятом по данному делу решении подлежит опубликованию в газете «Читинское обозрение».
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Коберская М.В.