Дело № 2-3381-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ01 сентября 2010 года
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
при секретаре Волошиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Старицыной Анны Николаевны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Старицына А.Н. обратилась с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 18.10.2008 года удовлетворен исковое заявление прокурора в интересах Старицыной А.Н. к администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворено, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Старицыной А.Н. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Читы, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. 19.02.2009 года Центральным районным отделом судебных приставов г. Читы УФССП возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья, решение суда не исполнено, жилое помещение Старицыной А.Н. не предоставлено, в результате чего ее жилищные права нарушаются. Согласно справке от 30.03.2010 года выданной территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилой площади на вторичном рынке составляет 40 021,04 руб. Истица просит суд взыскать с Правительства Забайкальского края на приобретение жилого помещения в г.Чите денежные средства в размере 1 000 526 руб., обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование выплаты Старицыной А.Н. денежных средств в размере 1 000 526 руб.
В судебном заседании истица Старицына А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что законом не предусмотрено выделение денежной компенсации взамен предоставления жилого помещения. Считает, что Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что истцом не представлено доказательств того, что решение Центрального районного суда г. Читы о предоставлении Старицыной А.Н. жилого помещения невозможно исполнить. Администрации городского округа «Город Чита» в 2010 году были выделены денежные средства для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени денежные средства на указанные цели ответчиком не освоены, в связи с чем считает требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Алькова О.М., действующая на основании доверенности, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что решение суда о предоставлении истице жилого помещения не исполнено ввиду отсутствия надлежащего поступления денежных средств в бюджет городского округа на реализацию полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Расходы на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 18 ноября 2008 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Старицыной Анне Николаевне как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 25 кв.м. Решение вступило в законную силу 14 января 2009 года. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Старицыной А.Н. не предоставлено, в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.
Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения Старицыной А.Н. жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Старицыной А.Н. без выделения Министерством финансов Забайкальского края денежных средств на указанные цели не может быть исполнена, и исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Старицыной А.Н. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент квартиры.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд принимает во внимание сведения о средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилого помещения по г. Чите в размере 29 500 рублей, указанная стоимость определена на 22 июля 2010 года л.д. ), более приближена к дате вынесения решения. Истцом была предоставлена справка о средней стоимости жилья по Забайкальскому краю на 4 квартал 2009 года, что не может быть учтено при вынесении решения, поскольку жилое помещение на основании решения Центрального районного суда г. Читы должно быть предоставлено истице в черте города Читы, стоимость жилья по сравнению с четвертым кварталом 2009 года изменилась. Иного суду не представлено. Таким образом, в пользу истицы подлежит взысканию денежная сумма в размере 737 500 рублей (29 500 х 25 кв.м).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Старицыной А.Н. удовлетворить частично.
Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 18 ноября 2008 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Старицыной Анны Николаевны денежные средства в размере 737 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий: Казакевич Ю.А.