о внеочредном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4304-2010РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

23 августа 2010 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Иванец С.В.,

при секретаре судебного заседания Шипицыной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района города Читы в интересах Мелеховой Антонины Сергеевны к администрации городского округа «Город Чита», правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Прокурор Ингодинского района г орода Читы в интересах Мелеховой А.С, обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Мелехова А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, ее учетный номер №. До настоящего времени жильем она не обеспечена. Просит суд обязать ответчиков предоставить жилое помещение согласно установленных законом норм в городе Чите.

Прокурор ФИО9., Мелехова А.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Правительства Забайкальского края ФИО10., представитель министерства финансов Забайкальского края ФИО11 просили отказать в удовлетворении требований, представив письменные отзывы на исковое заявление.

Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» ФИО12 исковые требования не признала, представив в суд письменный отзыв.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Часть 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (часть 2 статьи 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (статьи 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Судом установлено, что Мелехова Антонина Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Мелехова А.С. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения под учетным номером № То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Мелеховой А.С. не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки ее на учет в качестве нуждающейся.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пунктов 5 – 9 статьи 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ингодинского района города Читы в интересах Мелеховой Антонины Сергеевны удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Мелеховой Антонине Сергеевне в черте города Читы благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м., предложив правительству Забайкальского края и министерству финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилого помещения Мелеховой А.С.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья С.В. Иванец

-32300: transport error - HTTP status code was not 200