Дело № 2-2890-2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2010г. Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Гороховой А.Н. к администрации городского округа «город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Горохова А.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. ДД.ММ.ГГГГ она была устроена в детский дом, поскольку в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. Мать Гороховой А.Н. умерла, отец находился под следствием. При направлении ее в государственное учреждение жилая площадь за Гороховой А.Н. не закреплялась по причине отсутствия таковой у родителей. После выпуска из Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Горохова А.Н. поступила в Профессиональное училище №, которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ г. С ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. На иждивении Горохова А.Н. имеет несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, детское пособие на ребенка не получает в связи с отсутствием у нее постоянной регистрации. Просила обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей и ее несовершеннолетнему сыну благоустроенное жилое помещение в г.Чите по договору социального найма, отвечающее техническим и санитарным нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, а также обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобретению жилого помещения для истца.
В судебном заседании Горохова А.Н., ее представитель Мелкая Т.В., действующая по доверенности, исковые требования уточнили, просили обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Гороховой А.Н. с учетом ее несовершеннолетнего сына, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры площадью 28 кв.м., отвечающей санитарным и техническим нормам в черте г. Читы. Остальные требования поддержали в полном объеме. Суду пояснили, что в настоящее время из-за отсутствия иного жилья Горохова А.Н. вынуждена проживать в общежитии, имея временную регистрацию. Органами местного самоуправления, а также Правительством Забайкальского края, на которые возложена обязанность по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каких-либо мер по предоставлению Гороховой А.Н. жилья не принято. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель администрации городского округа «город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрации городского округа «город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью. Вместе с тем, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления указанными государственными полномочиями должно осуществляться за счет предоставляемых бюджету городского округа «город Чита» субвенций из бюджета Забайкальского края. В бюджет городского округа «город Чита» субвенция на реализацию полномочий по предоставлению жилья Гороховой А.Н. не поступала, в связи с чем, просила в удовлетворении иска к администрации городского округа «город Чита» отказать.
Представитель Правительства Забайкальского края, Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, на Забайкальский край как субъект Российской федерации возложены только расходные обязательства по предоставлению дополнительных гарантий, в том числе по обеспечению жильем, указанным лицам. С указанной целью администрации городского округа «город Чита» ежегодно предоставляются субвенции в соответствии с предоставляемыми администрацией городского округа «город Чита» сведениями о количестве лиц данной категории. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, а следовательно является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края, Филипенко Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал доводы представителя Правительства Забайкальского края, суду пояснил, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Кроме того, на момент обращения в суд Гороховой А.Н. уже исполнилось 23 года, в связи с чем, она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, истец Горохова А.Н. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жильем не обеспечена, собственного жилья не имеет, состоит на учете в администрации городского округа «город Чита» как нуждающаяся в получении жилого помещения, имеет учетный номер 50.
В силу п.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. То обстоятельство, что истица, поставленная на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье, до достижения ею совершеннолетнего возраста, до сих пор жильем не обеспечена, ответчиками не оспаривается.
Достижение истицей в настоящее время возраста 30 лет не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено.
В силу ст. 5 Федерального Закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании срока службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после их возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту их жительства.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляется вне очереди по договору социального найма.
Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.
Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Гороховой А.Н., в чью обязанность входит обеспечение ее жилым помещением, является администрация городского округа «Город Чита».
Эта обязанность, в том числе, подтверждается фактом принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, обязанность предоставить Гороховой А.Н. жилое помещение надлежит возложить на администрацию городского округа «Город Чита».
Ссылки представителя администрации городского округа «Город Чита» на недостаточность финансирования, не позволяющую приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не могут быть приняты судом как доказательства наличия обстоятельств, освобождающих орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.
Согласно Решению Думы городского округа «город Чита» № 185 от 10.11.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «город Чита», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека составляет не менее 25 кв.м.
В части исковых требований Гороховой А.Н. в части увеличения площади предоставляемого жилья, включив ее несовершеннолетнего сына, суд находит их не подлежащими удовлетворению, так как истцу предоставление внеочередного жилья основано на ее статусе ребенка сироты.
Доводы ответчика об утрате истцом права на получение жилья в связи с достижением возраста, пропуском срока исковой давности суд находит несостоятельными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Срок исковой давности в данном случае начинает исчисляться с наступления совершеннолетия, когда и она должна была быть обеспечена жильем в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем, до настоящего времени истцу в установленном порядке жилье не предоставлено, на учете нуждающихся она находится длительное время, соответственно она вправе обратится с требованием о предоставлении ей жилой площади.
Таким образом, Горохова А.Н. должна быть обеспечена жилым помещением в виде благоустроенной квартиры общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гороховой А.Н. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа «город Чита» предоставить Гороховой А.Н. благоустроенное жилое помещение в пределах города Читы на условиях социального найма, площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.
В удовлетворении требований Гороховой А.Н. о предоставлении жилой площади с учетом несовершеннолетнего ребенка отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.
Судья: В.Н. Новиков