Дело № 2-3706-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2010 года Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,
при секретаре судебного заседания Соболевой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Макарова Александра Викторовича к ООО «Первая страховая компания» о взыскании суммы страхового возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Макаров А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что 25 декабря 2009 года между ним и ответчиком был заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней. 6.03.2010 произошел страховой случай, в результате падения истец получил закрытую черепно - мозговую травму, был госпитализирован и прошел курс лечения. 10 марта 2010 года его супруга обратилась в страховую компанию, сообщив о наступлении страхового случая, желая оставить письменное заявление об этом, однако ей ответили, что после окончания лечения страхователь должен сам обратиться в офис с заявлением, подготовив пакет документов. 14 апреля 2010 года, после своего выздоровления, он обратился в страховую компанию с заявлением о страховой выплате, приложением документов, однако в выплате страхового возмещения было отказано в связи с несвоевременным сообщением о наступлении страхового случая. Просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму страхового возмещения в размере 170000 рублей.
В дальнейшем истец уточнил свои исковые требования, просит взыскать с ответчика сумму страхового возмещения 120000 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 рублей.
В судебном заседании истец свои уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ, когда он уже находился в больнице с травмой, полученной в результате падения 6.03.2010, его супруга Макарова В.Н. обращалась в страховую компанию, сообщив работникам компании о наступлении страхового случая. Обращение было в устной форме, при этом супруга уточнила, в какой форме необходимо написать заявление, однако присутствовавшая в офисе девушка попросила перезвонить в послеобеденное время, указав номер телефона. В указанное время его супруга перезвонила по сообщенному ей номеру телефона, где сотрудник компании по имени Сергей ответил ей, что на данный момент никакого заявления подавать не нужно, лишь при выписке сам застрахованный должен обратиться в компанию со всеми необходимыми документами. Что и было сделано спустя месяц после случившего и полного выздоровления, однако в выплате страхового возмещения было отказано. Просит взыскать с ответчика в его пользу 120000 рублей, так как согласно приложению к правилам страхования указанной компании при получении закрытой черепно-мозговой травмы возмещению подлежит страховая выплата в размере 12% от общей страховой суммы. Страховая сумма по договору составляет 1000000 рублей.
Представитель истца Непианиди И.Х., действующий на основании ордера, исковые требования также поддержал, пояснив суду обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении и изложенным истцом в судебном заседании. Полагает, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая, что не влечет за собой права отказа в выплате страхового возмещения.
Представитель ответчика Шамыгина Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно полиса страхования ООО «Первая страховая компания» № от ДД.ММ.ГГГГ Макаров Александр Викторовича застраховался по риску вреда, причиненного здоровью застрахованного вследствие несчастного случая, произошедшего с застрахованным, смерти застрахованного, произошедшего в результате несчастного случая. Страховая сумма – 1000000 рублей, период страхования – 12 месяцев, страховая премия - 3000 рублей. При этом в договоре имеется подпись Макарова А.В., подтверждающая, что он ознакомлен и согласен с «Правилами страхования жизни и здоровья от несчастных случаев и болезней» от 10.11.2008 (л.д.________).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.В. находился на лечении в стационаре в связи с травмой, что подтверждается листком нетрудоспособности (л.д._______), а также выписным эпикризом Краевой клинической больницы, из которого следует, что Макаров А.В. находился на лечении с диагнозом: закрытая черепно-мозговая травма: ушиб головного мозга 1 степени, субарахноидальное кровоизлияние (л.д._______).
Свидетель ФИО3 суду показала, что Макаров А.В. является ее мужем. ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время, поскользнувшись, он упал и получил травму головы. Поскольку он был застрахован от несчастных случаев в 1 страховой компании, ДД.ММ.ГГГГ она приехала в офис компании по адресу: г.Чита, Смоленская, дом 47, и сообщила находившейся там на тот момент девушке о сложившейся ситуации, при этом указав, что наступил страховой случай, попросила разъяснить, что необходимо сделать в дальнейшем. Девушка попросила ее перезвонить в послеобеденное время в офис, указав номер телефона. В послеобеденное время в тот же день свидетель позвонила в офис компании, разговаривала с Болотовым Сергеем Владимировичем, которому сообщила данные мужа, номер страхового полиса, пояснила, что муж находится в больнице по поводу полученной им в результате падения травмы, спросила, необходимо ли дополнительно писать заявление. Болотов С.В. ей пояснил, что заявление можно написать по окончании лечения, и принести с необходимым пакетом документов в офис. Об этом она сообщила мужу Макарову А.В., который после окончания лечения и полного выздоровления обратился в компанию, где ему и было отказано в выплате страхового возмещения в связи с пропуском 30-дневного срока.
Свидетель ФИО7 суду показал, что в период, когда Макаров А.В. лежал в больнице с травмой головы, он возил свою дочь ФИО3 в офис страховой компании, так как дочь хотела сообщить о случившемся и узнать, как действовать далее. Пробыв в офисе минут 10, дочь вышла и сказала, что необходимо позвонить позже, ей дали номер телефона. В послеобеденное время в тот же день дочь звонила в офис и сообщила все сведения. С кем она разговаривала, он не знает.
Показания свидетелей объективно подтверждаются расшифровкой распечаткой телефонных звонков, согласно которой с номера телефона 31-64-43 (ФИО3) на номер телефона 35-06-33 ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 4 минуты был произведен звонок (л.д.________).
Представитель ответчика Шамыгина Е.А. в судебном заседании не отрицала, что указанный номер телефона принадлежит их компании, а также то, что работник по фамилии Болотов С.В. действительно работает в страховой компании.
В соответствии с п.8.6.2. Правил страхования жизни и здоровья от несчастных случаев, утвержденных 10.11.2008 президентом ООО «Первая страховая компания» Н.Н.Лазаревым, застрахованный обязан в срок не превышающий 30 дней со дня причинения вреда жизни и здоровью застрахованного уведомить о свершившемся страховщика путем подачи заявления о страховом событии по форме, установленной страховщиком, и в течение сроков, указанных в п.9.7. настоящих Правил, предоставить указанные в п.п.9.4.и 9.5. Правил документы.
Из пояснений истца Макарова А.В. следует, что при заключении договора страхования ему не была представлена форма заявления, по которой необходимо было сообщить о наступлении страхового случая. Его не предупреждали о том, что заявление должно быть подано именно в письменной форме. Именно поэтому его жена после случившегося обращалась в страховую компанию для того, чтобы сообщить о наступлении страхового случая и выяснения вопроса, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы в дальнейшем получить страховое возмещение. Получив исчерпывающий ответ, она сообщила ему, и он, зная о том, что 10 марта 2010 года в компанию устно было сообщено о наступлении страхового случая, только после полного выздоровления, по истечении 30 дней, собрав необходимый пакет документов, обратился в компанию за страховым возмещением.
Из пояснений представителя ответчика Шамыгиной Е.А. следует, что при заключении договора страхования застрахованному вручается копия Правил страхования, однако форма заявления к Правилам не прилагается, что подтверждает пояснения истца в данной части. Утверждение истца, что ему не было разъяснено при заключении договора страхования о том, что заявление должно быть подано в письменной виде, ответчиком не опровергнуто.
Таким образом, судом установлено, что уведомление страховщика о наступлении страхового случая имело место быть в течение 30 суток после случившегося, а именно на 4-й день. Содержание самого договора страхования, каковым является страховой полис, не содержит условия об обязательном письменном уведомлении о наступлении страхового случая.
В соответствии с п.1 ст.961 ГК РФ страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительно уведомить о его наступлении страховщика или его представителя. Если договором предусмотрен срок и (или) способ уведомления, оно должно быть сделано в условленный срок и указанным в договоре способом.
В силу ч.2 ст.961 ГК РФ, дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Изложенное позволяет суду сделать вывод об обоснованности исковых требований в части взыскания страхового возмещения.
В соответствии с п.9.4.1. Правил при наступлении вреда, причиненного здоровью застрахованного вследствие несчастного случая, происшедшего с застрахованным в период страхования, и приведшего к временной нетрудоспособности работающего застрахованного, страховщику должны быть предоставлены справка ЛПУ о лечении по поводу травмы или заболевания, либо иной медицинский документ, в котором должны быть указаны дата и обстоятельства события, диагноз с указанием наличия или отсутствия у застрахованного алкогольного, наркотического, токсического опьянения или воздействия других одурманивающих веществ, длительность лечения, результаты лечебно-диагностических (медицинских) мероприятий; выписной эпикриз из истории болезни в случае стационарного лечения.
Согласно приложения 1 к Правилам (таблица размеров страхового возмещения, подлежащего выплате в связи со страховыми случаями) в случае повреждений головного мозга, а именно ушиба головного мозга тяжелой степени, субарахноидального кровоизлияния, которое имелось у Макарова А.В., размер страхового возмещения составляет 12 % от страховой суммы. В рассматриваемом случае, размер страхового возмещения составляет 120000 рублей (12% от 1000000 рублей). Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Истцом затрачена сумма в размере 30000 рублей на услуги представителя в суде, что подтверждается квитанцией № 2321. Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Исходя из указанной нормы, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ООО «Первая страховая компания» в пользу Макарова Александра Викторовича сумму страхового возмещения в размере 120000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, всего – 135000 (сто тридцать пять тысяч) рублей.
Взыскать с ООО «Первая страховая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.
Судья Б.В.Доржиева