ДЕЛО № 2-2408-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2010года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
Председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.,
При секретаре МУСАТКИНОЙ Л.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Бугаенко Татьяны Владимировны, Ефимовой Ларисы Васильевны к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» о взыскании денежной суммы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Ефимова Л.С. обратилась в суд с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований указано на то, что ей на праве собственности принадлежит квартира №№ расположенная по адресу; г. Чита, мкр. Северный, д. № Между истицей и ОАО «ТГК №14» (ответчик) существуют договорные отношения, в соответствии с которыми ответчик поставляет пепловую энергию, а истица - оплачивает потреблённую энергию. На первом этаже подъезда, в котором находится квартира истицы, обе трубы стояка отрезаны. Подъезд не отапливается в течение восьми лет. Зимой промерзает стена, выходящая в подъезд, в результате чего истица ощущает себя дискомфортно. Истице известно, что в тариф, по которому она оплачивает тепло, включены расходы на отопление подъезда. Следовательно, истица оплачивает услугу отопления подъезда дома в полном объеме, ответчик в свою очередь оказывает ей только часть оплаченной услуги.
21 ноября 2008 года истица обратилась к ответчику с претензией, в котором содержалось требование о подключении радиатора отопления на лестничной площадке (на которой находится ее квартира) к системе отопления. Также просила вернуть необоснованно полученные денежные средства за отопление площадки в сумме 2 997 рублей за период с 1 декабря 2005 года по 1 декабря 2008 года. Срок устранения нарушения ею был установлен до 1 декабря 2008 года. В соответствии с правилами оказания коммунальных услуг ответчик должен был в течении суток с момента получения претензии обследовать подъезд, составить акт о наличии нарушения либо о его отсутствии и в течение одного месяца дать ответ на претензию. Но претензия оставлена без ответа. Истица считает, что ответчиком нарушены ее права как потребителя. Поскольку в тариф, установленный за оплату тепловой энергии, также включено текущее содержание и обслуживание внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения, ответчик эту услугу также не оказывает, уклоняется и от обслуживания внутридомовых инженерных сетей. Просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 811,17 руб. за период с 21 ноября 2008 года по 21 июня 2009 года, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, обязать ответчика восстановить систему отопления в подъезде №№ дома № мкр. Северный, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Бугаенко Т.В. обратилась в суд с аналогичными требованиями, которые мотивированы следующим. Квартира №№ расположенная по адресу; г. Чита, мкр. Северный, д. №, находится в ее собственности. Между истицей и ответчиком существуют договорные отношения, в соответствии с которыми ответчик поставляет тепловую энергию, а она оплачивает потреблённую энергию. На первом этаже подъезда, в котором находится квартира истицы, обе трубы стояка отрезаны. Подъезд не отапливается в течение восьми лет. Зимой промерзает стена, выходящая в подъезд, в результате этого она ощущает себя дискомфортно. Истице известно, что в тариф, по которому она оплачивает тепло, входят расходы на отопление подъезда. Таким образом, она оплачивает услугу отопления подъезда дома в полном объеме, а ответчик оказывает ей только часть оплаченной услуги. 23 января 2009 года она обратилась к ответчику с претензией подключить радиатор отопления на ее лестничной площадке к системе отопления и произвести возврат необоснованно полученных денежные средства за отопление площадки в сумме 2 597 руб. за период с 1 декабря 2005 года по 1 декабря 2008 года. Истицей был установлен срок устранения нарушения - до 1 декабря 2008 года. В соответствии с правилами оказания коммунальных услуг ответчик должен был в течение двух суток с момента получения претензии обследовать подъезд, составить акт о наличии нарушения, либо о его отсутствии и в течение одного месяца дать ответ на претензию. Но претензия оставлена без ответа. Истица полагает, что ответчиком нарушены ее права как потребителя, так как в тариф, установленный за оплату тепловой энергии, также включено текущее содержание и обслуживание внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения, ответчик эту услугу также не оказывает, уклоняется и от обслуживания внутридомовых инженерных сетей. Просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 579,41 руб. за период с 23 января 2009 года по 23 июня 2009 года, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, обязать ответчика восстановить систему отопления в подъезде №№ дома № мкр. Северный, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
В судебное заседание Ефимова Л.С., Бугаенко Т.В. не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителя. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истиц с участием их представителя.
Представитель истиц требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика иск не признал, суду пояснил, что с истиц взымается плата только за предоставление услуг непосредственно в их жилые помещения, более того, отопление и наличие радиаторов в подъезде данного дома на лестничных площадках сл второго этажа не предусмотрено проектом дома, радиатор отопления должен находиться только на 1 этаже подъезда, просила суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, истицы и ответчик состоят в договорных отношениях, в соответствии с которыми ответчик обязан предоставить истицам услугу теплоснабжения, а истицы обязаны оплатить данную услугу.
Материалами дела установлен и ответчиком не оспорен факт оплаты истицами предоставленных им услуг в полном объеме.
В соответствии со ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года (в д. 23.07.2008 г., далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно ст.9 Федерального закона от 26 января 1996 года «О введении в действие части порой Гражданского кодекса РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей».
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ №7 от 29 сентября 1994 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», (п.2) к отношениям, регулируемым данным законом, в частности относятся отношения, вытекающие из договоров по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг.
В соответствии со ст.29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем.
Согласно п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями на 21 июля 208 года) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Из материалов дела следует, что 21 ноября 2008 года и 23 января 2009 года в адрес ответчика истицами были направлены претензии, содержащие указания на предоставление услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества, по причине отключения радиатора отопления на лестничной площадке и требование о возврате стоимость не оказанной услуги в размере 2 997 руб. (л.д.4) и 2597,40 руб. соответственно и о подключении радиатора отопления на лестничной площадке к системе отопления (л.д.27). Также из данных претензий следует, что истицами ответчику было предложено дать ответ до 01 декабря 2008 года 1 февраля 2009 года соответственно. Претензии ответчиком получены 21 декабря 2008 года и 23 января 2009 года.
В соответствии с п.64 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (аварийно-диспетчерскую службу).
В силу п.65 указанных Правил сообщение о не предоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе и по телефону).
В соответствии с п.66, 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. По результатам проверки составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или доставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начал не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истицами в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам были предприняты необходимые действия по доведению до ответчика информации о предоставлении последним услуги ненадлежащего качества.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те
обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и
возражений.
В порядке указанной нормы процессуального права ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие исполнение надлежащим образом принятых им обязательств по предоставлению коммунальных услуг.
Ответ ОАО «ТГК-14», адресованный Бугаенко Т.В. от 28 января 2009 года о том, что месячное начисление по ее квартире составляет 829,95 руб. на общую площадь квартиры 53.2 м. за обогрев лестничной клетки плата не взимается, не может быть признан в качестве доказательства предоставления услуг надлежащего качества, поскольку акт проверки, содержащий причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в материалы дела не представлен.
В соответствии с п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ определяет, что размер платы за теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение) рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления и тарифов, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно сообщению Региональной службы по тарифам и ценообразованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «ТГК-14» включено текущее содержание и обслуживание внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения. Норматив потребления теплоснабжения за отопление установлен 0.0224 Гкал/кв.м. общей площади в месяц, размер платы за услуги отопления за 1 кв.м общей площади в месяц составляет 11 рублей 10 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ и 13 рублей 88 копеек за период с 1 января 209 года. (л.д. 33-35).
Пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрена возможность уменьшения размера платы за каждую коммунальную услугу при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № к настоящим Правил предоставления коммунальных услуг гражданам продолжительность.
Расчеты, произведенные истицами, ответчиком не оспорены, документов, свидетельствующих о неверности расчетов не представлены. Из пунктов 70, 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что датой начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг надлежащего качества считается время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а датой окончания - момент возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
На основании представленных суду доказательств суд приходит к выводу о том, что требования истиц о взыскании денежных сумм за непредоставленные услуги являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В пользу Бугаенко Татьяны Владимировны подлежит взысканию с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» денежная сумма в размере 579 руб. 41 коп., в пользу Ефимовой Ларисы Васильевны - денежная сумма в размере 811 руб. 17 коп.,
Истицами представлен ответ региональной службы от 25.12.2008г по заявлению жильца дома № № в мкр-не Северный в г. Чите, из которого следует, что в тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «ТГК-14» включено текущее содержание и обслуживание внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения ( л.д. 28-32).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истиц об обязании ответчика к выполнению работ по восстановлению системы отопления подъезда № № дома № мкр. Северный в г. Чита в стояке отопления с 1 по 10 этаж.
В соответствии с п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред может быть компенсирован в предусмотренном законом случае и при нарушении неимущественных прав.
Ст.15 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Доказательства, подтверждающие отсутствие вины ответчика в нарушении прав потребителей, в ходе судебного разбирательства в суд не представлены.
Принимая во внимание степень вины ответчика и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий истиц, требования разумности и справедливости, характер физических и нравственных страданий, оцениваемых с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истиц в счет компенсации морального вреда 2000 руб. – в пользу каждой.
Также истицы просят взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой услуг представителя. В обоснование указанного требования представлены: договор на оказание юридических услуг от 20 мая 2009 года, из которого следует, что Бугаенко Т.В. понесла расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб. ( л.д.7, 26); договор от 1 июня 2009 года, в соответствии с которым Ефимовой Л.В. понесла расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб. ( л.д.25-260
Суд, принимая во внимание продолжительность рассмотрения дела, действия, совершенные представителем истиц, с учетом принципа разумности, находит требования о взыскании судебных расходов подлежащими удовлетворению в размере 5000 руб. в пользу каждой истицы.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные рacходы.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная в доход федерального бюджета пропорционального размеру удовлетворенных требований – 800 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Бугаенко Татьяны Владимировны, Ефимовой Ларисы Васильевны к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» о взыскании денежной суммы, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Бугаенко Татьяны Владимировны с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» денежную сумму в размере 579 руб. 41 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, судебные расходы в размере 5000 рублей, всего 7579 руб. 41 коп.
Взыскать в пользу Ефимовой Ларисы Васильевны с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» денежную сумму в размере 811 руб. 17 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, судебные расходы в размере 5000 рублей, всего 7811 руб. 17 коп.
Обязать ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» восстановить систему отопления подъезда № 5 дома 60 мкр. Северный в г. Чита в стояке отопления с 1 по 10 этаж.
Взыскать с ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» в местный бюджет госпошлину в размере 800 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд.
Судья ЦОКТОЕВА О.В.