признание права пользования жилым помещением



Дело № 2-4154-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2010 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Швецовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Грицюк Сергея Петровича, Грицюк Максима Сергеевича, Грицюк Наталии Васильевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Грицюк Антона Сергеевича и Дениса Сергеевича к администрации городского округа «город Чита», администрации Центрального административного района округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора найма служебного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее. Истец Грицюк С.П. является военнослужащим, проходит военную службу в ФГУ «Дом офицеров СибВО», в очереди на получение жилья состоит в ГУ Читинская КЭЧ района. Решением жилищной комиссии в/ч 93611 № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было выделено жилое помещение по адресу: <адрес>. Ранее в данном жилом помещении проживал военнослужащий БНП В настоящее время военнослужащий БНП и члены его семьи выехали на другое место жительство. Ранее спорное жилое помещение находилось на балансе Читинской КЭЧ района на праве оперативного управления, в настоящее время оно передано в собственность городского округа «Город Чита». Администрация городского округа «Город Чита» отказала истцу в заключении договора найма служебного жилого помещения, сославшись на то, что данная квартира является муниципальной собственностью и распоряжаться ею имеет право орган местного самоуправления в соответствии с возложенными на него полномочиями, и жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанными трудовыми отношениями с органами местного самоуправления. Истцы считают, что они приобрели право на получение жилой площади и право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> по договору найма служебного жилого помещения. Истцы просят признать за Грицук С.П. и членами его семьи – за супругой Грицук Н.В., сыновьями Денисом, Антоном и Максимом право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>; обязать администрацию Центрального района городского округа «Город Чита» заключить с истцами и их несовершеннолетними детьми договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.

Истцы Грицюк С.П. и Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили в полном объеме.

Представитель ответчиков администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В. исковые требования не признала, представила возражения на исковое заявление и пояснила, что требования истцов о признании за ними права пользования спорным жилым помещением не подлежит удовлетворению, поскольку основанием для возникновения такого права может служить только договор найма соответствующего жилого помещения, до настоящего времени договор найма спорной квартиры администрацией не заключался. Служебный жилищный фонд создается и содержится собственником специально для обеспечения своих работников жилищно-бытовыми условиями на период действия трудового договор (контракта). То есть, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципального учреждения или избранным на выборные должности в органы местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» поскольку военнослужащие являются федеральными государственными служащими, связаны трудовыми правоотношениями с федеральными органами государственной власти (Министерством обороны РФ, МВД, ФСБ и др.), предоставление им служебных жилых помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. В соответствии с ч.2 ст. 104 Жилищного кодекса РФ указано: категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти РФ в жилищном фонде РФ; органом государственной власти субъекта РФ – в жилищном фонде субъекта РФ - в жилищном фонде субъекта РФ; органом местного самоуправления – в муниципальном жилищном фонде. Согласно п. 2 Порядка предоставления служебных жилых помещений в жилищном фонде Читинской области (утв. Постановлением Администрации Читинской области от 7 февраля 2006 года № 30-А/п) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти Читинской области, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Читинской области, в связи с назначением на государственную должность либо избранием на выборные должности в органы государственной власти Читинской области. Постановлением Главы администрации городского округа «Город Чита» № 67 от 29 апреля 2005г. установлен перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде (работники жилищно-коммунального хозяйства, монтажники санитарно-технических систем, электрики, работники муниципальных учреждений, органа местного самоуправления, имеющие нуждаемость в жилом помещении и необходимость проживания по месту работы или вблизи от него в связи с характером трудовых отношений. Военнослужащие в указанный перечень не входят. В ответе на вопрос 21 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года (утв. Постановлением Правительства Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года, указано, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ указано, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Администрация городского округа «Город Чита» с момента принятия в муниципальную собственность спорной квартиры статус служебной ей не присваивала. Представитель ответчика просила на основании изложенного в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГУ «Читинская КЭЧ района» Стремецкий К.В., действующий на основании доверенности от 28 апреля 2010 года, исковые требования поддержал в полном объеме.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, истец Грицюк С.П. является военнослужащим, проходит военную службу в ФГУ «Дом офицеров СибВО». Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № Грицюк С.П. и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю от 13.04.2010 года следует, что на имя истцов объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д.18-19).

В ходе судебного разбирательства установлено, что предоставленное Грицюк С.П. жилое помещение ранее также занимал военнослужащий, что не оспаривалось сторонами.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий заключивший первый контракт после 1 января 1998 года на весь период службы обеспечивается служебным жилым помещением.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Положения данной нормы конкретизируются в абз. 3 п. 34 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", утвержденной приказом Министра Обороны РФ № 80 от 15.02.2000 г., из которых следует, что жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу.

Военная служба, по смыслу статьей 59 и 71 (пункт «т») Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной, государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих выражающийся в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения и договора найма служебного жилого помещения.

Определением Конституционного Суда Российском Федерации от 25 декабря 2003 г. 453-0 установлено что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, положения п.5 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений; что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 г., закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.

Аналогичную позицию высказал Верховный суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007г., утвержденным постановлением Президиума Верховного суда РФ от 1 августа 2007 г. (вопрос № 7).

По настоящему делу установлено, что орган местного самоуправления, фактически уклонился от решения вопроса об установлении порядка распределения жилья, освобождаемого военнослужащими.

Такая позиция ответчика, по мнению суда, не соответствует закону, влечет за собой нарушение прав граждан, проходящих военную службу по контракту.

Учитывая изложенное, исходя из того, что спорное жилое помещение распределено Грицюк С.П. и членам его семьи с соблюдением установленного порядка, не нарушает прав иных лиц, суд приходит к выводу о том, что за истцом Грицюк С.П. и членами его семьи должно быть признано право пользования спорным жилым помещением.

Как установлено в суде и не оспаривалось представителем ответчиков, Грицюк С.П. в соответствии с абз.4 ч.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение его служебным жилым помещением по договору найма служебного помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Грицюк Сергеем Петровичем, Грицюк Наталией Васильевной, Грицюк Максимом Сергеевичем, Грицюк Антоном Сергеевичем, Грицюк Денисом Сергеевичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200