Дело № 2-3747-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2010 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Голобоковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой Галины Васильевны к ОАО «РЕЕСТР» о возложении обязанности внести запись в реестр владельцев именных ценных бумаг и о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасова Г.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования следующим.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 28 января 2010 года за ней, Тарасовой Г.В., было признано право собственности в порядке наследования на ? доли акций обыкновенных именных ОАО «<данные изъяты>» в количестве 807 штук. Несмотря на то, что решение суда вступило в законную силу, директор Забайкальского филиала ОАО «РЕЕСТР» Якушевская Т.А., создавая волокиту, отказывает ей во внесении соответствующей записи в реестр владельцев именных ценных бумаг, требуя от нее предъявление исполнительного листа.
Тарасова Г.В., ссылаясь на нарушение своих прав собственника по распоряжению акциями, просила суд обязать ОАО «РЕЕСТР» в лице его Забайкальского филиала «внести в реестр запись на ее лицевой счет 807 штук акций обыкновенных именных ОАО «<данные изъяты>», а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
В настоящем судебном заседании истица Тарасова Г.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.
Представитель ОАО «РЕЕСТР» Якушевская Т.А., действуя по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что для зачисления акций на лицевой счет Тарасовой Г.В. предоставления заверенной копии судебного решения недостаточно. Тарасовой Г.В. необходимо предъявить подлинник исполнительного листа, что предусмотрено п. 7.3.3. Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг. Поскольку Тарасовой Г.В. давались об этом подробные разъяснения как в устной, так и в письменной форме и причиной отказа в регистрации перехода права собственности на ценные бумаги явились неправильно сформулированные исковые требования, действия регистратора являются законными. Просила в иске отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, из актов государственных органов, судебного решения, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом и другое, в том числе вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Как установлено судом, решением Центрального районного суда г. Читы от 28 января 2010 года, вступившим в законную силу 9 февраля 2010 года, за Тарасовой Г.В. признано право собственности в порядке наследования на ? доли акций обыкновенных именных ОАО «<данные изъяты>», что составляет 807 штук. (см. л.д. ).
Несмотря на то, что гражданские права и обязанности, как уже было указано выше, могут возникнуть из судебного решения (ст. 3 ГК РФ состоит из ГК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
Законом о рынке ценных бумаг установлено, что деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра (ст. 8, п. 5 ст. 42 Закона).
Требования о порядке ведения реестра ценных бумаг предусмотрены в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 № 27. (далее по тексту – Положение).
В соответствии с п. 7.3.3 названного Положения, регистратор вправе вносить запись о переходе прав собственности на ценные бумаги по решению суда при предоставлении ему следующих документов: копии решения суда, заверенной судом, и исполнительного листа.
Между тем, Положение о ведении реестра не относится к гражданскому законодательству в силу ст. 3 ГК РФ и ст. 10 Конституции РФ.
Кроме того, из содержания п. 7.3.3 Положения невозможно понять - что именно должно быть указано в резолютивной части судебного решения и в исполнительном листе и кто должен являться должником по исполнительному листу, что крайне затрудняет деятельность держателя реестра, который в своей деятельности руководствуется указанным Положением.
Согласно ст. 6 ГК РФ в случае, если отсутствует законодательное регулирование того или иного вопроса, суд применяет аналогию закона.
Аналогичная ситуация уже регламентирована законодательством. А именно: согласно ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним":
"Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом...
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона".
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь аналогией закона, полагает возможным удовлетворить требования Тарасовой Г.В. о возложении на ОАО «Реестр» обязанности по внесению в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО «<данные изъяты>» записи о переходе права собственности в порядке наследования права на ? доли акций обыкновенных именных ОАО «<данные изъяты>» в количестве 807 штук.
Что касается требований истицы о компенсации морального вреда, то оснований для их удовлетворения не имеется.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В данном конкретном случае обязанность компенсации морального вреда не предусмотрена законом.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ОАО «РЕЕСТР» внести запись в реестр владельцев именных ценных бумаг о переходе права собственности к Тарасовой Галине Васильевне права в порядке наследования на ? доли акций обыкновенных именных ОАО «<данные изъяты>» в количестве 807 штук.
В остальной части требований отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Коберская М.В.