Дело № 2-3680-2010именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
16 августа 2010 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Иванец С.В.,
при секретаре Волошиной А.П.,
с участием прокурора Рыбаковой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах ФИО19 к администрации муниципального района «Читинский район», правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор Читинского района обратился с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что ФИО17., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2007 году он был устроен в детское государственное учреждение <данные изъяты>». С 22.12.2008 состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в администрации сельского поселения «Елизаветинское». В октябре 2010 года ФИО18 выпускается из детского дома по достижению совершеннолетия и нуждается в предоставлении жилого помещения.
Просит суд обязать ответчиков предоставить жилое помещение согласно установленных законом норм.
Помощник прокурора Рыбакова О.С. заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика – администрации муниципального района «Читинский район» ФИО9., ссылаясь на отсутствие жилых помещений у органа исполнительной власти, просил отказать в иске.
Представитель министерства финансов Забайкальского края ФИО10 заявленные требования не признала, суду представила письменный отзыв, в котором просила отказать в иске.
Представитель ответчика правительства Забайкальского края ФИО11. исковые требования не признал, представив письменные возражения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Исходя из смысла правовых норм обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
Судом установлено, что ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей. В соответствии с постановлением главы муниципального образования «Читинский район» № 1449 от 03.10.2007 он был устроен в детское государственное учреждение «Колочнинский детский дом», где проживает до настоящего времени. В октябре Гаргополов А.В. выпускается из детского дома по достижению несовершеннолетия. Ввиду недостаточности образования его дальнейшее обучение невозможно и он будет трудоустроен через Центр занятости населения Читинского района и поэтому нуждается в жилом помещении.
Постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 поставлен на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, в администрации сельского поселения «Елизаветинское». Его учётный номер №
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального образования «Читинский район» от 21.04.2006 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Читинского района в интересах ФИО12 удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить ФИО13 по договору социального найма жилое помещение, отвечающей санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 25 кв. м., предложив правительству Забайкальского края и министерству финансов Забайкальского края профинансировать предоставление жилого помещения ФИО14
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.
Судья С.В. Иванец