№ 2-4323-2010
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
1 октября 2010 года город Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Иванец С.В.
при секретаре судебного заседания Уховой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия Думы городского округа «Город Чита» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконными,
установил:
Заместитель прокурора Забайкальского края в заявлении ссылается на то, что Дума городского округа «Город Чита» не исполняет обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, предусмотренную Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов».
Просит признать бездействие Думы городского округа «Город Чита» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконными, обязать Думу городского округа «Город Чита» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объёме.
Представитель Думы городского округа «Город Чита» ФИО6. просит отказать в удовлетворении заявления, мотивируя тем, что действующим Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» и их проектов, утверждённый решением Думы городского округа «Город Чита» от 23.09.2009, предусмотрено, что решение о проведении антикорупционной экспертизы действующего муниципального нормативного акта, принятого Думой городского округа, принимается Думой городского округа по письменному предложению Мэра города Читы, депутата Думы городского округа, председателя Контрольно-счётной палаты городского округа, прокурора, осуществляющего надзор за законностью муниципальных правовых актов. Поскольку таких заявлений не поступало, Думой городского округа «Город Чита» решений о проведении антикорупционной экспертизы нормативных актов не принималось. Фактически же при подготовке проектов нормативных актов, коррупциогенные факторы всегда обсуждаются, хотя об этом и не указывается в заключении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу пункта 2 статьи 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Из представленных материалов установлено, что в Думе городского округа «Город Чита» при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются, то есть обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы, не исполняется. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов Думы городского округа «Город Чита».
Статьёй 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Думы городского округа, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан.
При проведении проверки за период с ноября 2009 года по июль 2010 года прокуратурой края выявлено 5 действующих решений Думы, а также 5 проектов, содержащих коррупциогенные факторы.
Таким образом, учитывая изложенное, заявление заместителя прокурора Забайкальского края подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать бездействие Думы городского округа «Город Чита» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным.
Обязать Думу городского округа «Город Чита» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Читы.
Судья С.В. Иванец