№2-4369-2010
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 сентября 2010 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Иванец С.В.,
при секретаре судебного заседания Шипицыной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасовых Сергея Александровича и Оксаны Николаевны, действующих за себя и как законные представители несовершеннолтених ФИО10 и ФИО11 к администрации Центрального административного района города Читы, администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор найма служебного жилого помещения,
установил:
Истцы обратились в суд с указанным требованием, ссылаясь на следующее:
Черкасов С.А. является военнослужащим Министерства обороны РФ, проходит военную службу в управлении тыла Сибирского военного округа и состоял в очереди на получение жилого помещения в государственном учреждении Читинской КЭЧ района. Решением жилищной комиссии управления тыла Сибирского военного округа от 31.07.2009 ему и членам его семьи было выделено жилое помещение по адресу: г. Чита, <адрес>, ранее занимаемое военнослужащим ФИО12., который в настоящее время выехал на другое постоянное место жительства.
Данное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинская КЭЧ района на праве оперативного управления. Теперь же оно передано в собственность городского округа «Город Чита». Руководство Читинской КЭЧ направило ходатайство в адрес Главы администрации Центрального района г. Читы с просьбой заключить с Черкасовым С.А. и членами его семьи договор найма служебного жилого помещения. Однако в этом администрация отказала, ссылаясь на то, что данная квартира является муниципальной собственностью и распоряжаться ею имеет право только орган местного самоуправления. Кроме того, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления. Военнослужащие же, как федеральные государственные служащие, к данной категории не относятся.
Истцы полагают такую позицию незаконной и нарушающей права и гарантии, предоставленные им как военнослужащему и членам его семьи. Одной из таких гарантий является право военнослужащих и членов их семей занять жилое помещение, освободившееся в связи с выездом ранее занимавшего его военнослужащего и членов его семьи, предусмотренное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего». При этом, по мнению истцов, данное право не находится в зависимости от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Учитывая указанные обстоятельства, истцы просят признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Чита, <адрес>, а также обязать администрацию Центрального административного района г. Читы заключить с ними договор найма служебного жилого помещения.
В суде истец Черкасов С.А. заявленные требования поддержал по доводам указанным в исковом.
Истец Черкасова О.Н. в суд не явилась, о месте и времени слушания дела надлежаще извещена.
Представитель администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального района города Читы ФИО13. в суде исковые требования не признала, представив письменные возражения.
Представитель третьего лица ГУ Читинская КЭЧ в зал судебного заседания не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
В суде не оспаривалось то обстоятельство, что истец Черкасов С.А. является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него и его супругу Черкасову О.Н., распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.
Так, ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети.
Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как установлено в ходе рассмотрения, Черкасов С.А. проходит военную службу по контракту в звании майора. Также из материалов дела следует, что 31.07.2009 состоялось заседание жилищной комиссии управления тыла Сибирского военного округа, на котором рассматривался вопрос о выделении Черкасову С.А. и членам его семьи жилого помещения по адресу: г. Чита, <адрес>, освобожденного военнослужащим управления тыла Дворецким О.Н. По итогам заседания принято решение о распределении Черкасову С.А. указанного жилого помещения как служебного.
При таких обстоятельствах суд находит, что у истцов имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо от того, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.
Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем Определении от 25 декабря 2003 г. N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
При этом в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими могут быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.
Вместе с тем, несмотря на признание за истцами права пользования, суд находит требование о понуждении администрации Центрального района г. Читы заключить договор найма служебного жилого помещения не подлежащими удовлетворению.
Так, согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения с Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Администрация Центрального района г. Читы таким органом не является. В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания возложить на орган местного самоуправления данную обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Черкасовых Сергея Александровича и Оксаны Николаевны, действующих за себя и как законные представители несовершеннолетних ФИО14 и ФИО15 к администрации Центрального административного района города Читы, администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить частично.
Признать за Черкасовым Сергеем Александровичем, Черкасовой Оксаной Николаевной, Рукс Кристиной Алексеевной и Черкасовым Евгением Сергеевичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Чита, <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.
Судья С.В. Иванец