Дело №2-4430-2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2010года г. Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.,
при секретаре ВОЛОШИНОЙ А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьяненко Елены Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал,
у с т а н о в и л:
Касьяненко Е.С. обратилась в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано на следующие обстоятельства.
19 апреля 2006 года истица родила дочь – Касьяненко Е.С., которая прожила 20 часов и умерла 20 апреля 2006 года. Истице в связи с указанными событиями была выдана справка о рождении ребенка и свидетельство о смерти. В выдачи свидетельства о рождении ребенка было отказано. 26 февраля 2008 года у истицы родился второй ребенок – Касьяненко С.С.
При обращении в Отдел пенсионного фонда РФ в Каларском районе Забайкальского края с целью получения государственного сертификата на материнский капитал, в связи с рождением второго ребенка истице было отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что при обращении в пенсионный орган в качестве документа, подтверждающего факт рождения первого ребенка, была представлена справка. Просит суд признать право на получение государственного сертификата на материнский капитал.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала на то, что заявленные требования поддерживает в полном объеме. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истицы.
Представитель ответчика в судебное заседание иск не признал, просил суд в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, 19 апреля 2006 года Касьяненко Е.С. родила дочь – Касьяненко Е.С., что подтверждается справкой о рождении № 48 от 22.09.2009 (л.д.___). Согласно свидетельству о смерти (л.д.___) Касьяненко Е.С. умерла 20 апреля 2006 года.
Также судом установлено, что 26 февраля 2008 года у истицы родился второй ребенок – Касьяненко С.С., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.___).
16.06.2009 г истица обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Каларском районе за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как мать, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года. В выдаче сертификата ей было отказано в связи с тем, что в подтверждение рождения одного из детей, умершего на первой неделе жизни, она представила справку о его рождении по форме № 26, тогда как согласно требованиям Закона, данная справка не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал ( ответ от 8.07.2019г л.д.-_____).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
В силу статьи 3 указанного ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.
В статье 4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указано, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.
Согласно ч.7 ст.3 вышеуказанного закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Суд считает, что из смысла ч.7 ст.3 ФЗ № 256 следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает с момента рождения второго, третьего или последующих детей (естественно, после 1 января 2007 года) независимо от того, сколько времени прошло с момента рождения предыдущего ребенка. То есть первый ребенок, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на материнский (семейный) капитал, к моменту рождения второго ребенка может быть уже совершеннолетним, или как в данном случае, может быть умершим.
Как следует из приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей.
Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация, в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка.
В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права статьей 4 названного Федерального закона предусматривается ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Согласно Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 873) при обращении с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должны быть предъявлены документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей, а в заявлении приведены реквизиты свидетельств о рождении.
Таким образом, в силу предписаний Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и названных Правил свидетельства о рождении детей относятся к числу документов, представление которых является необходимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции, действовавшей до 2 августа 2010 года) не предусматривал возможность получения родителями ребенка, умершего на первой неделе жизни, свидетельства о рождении: пункт 2 его статьи 20 устанавливал, что, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, и на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. При этом по просьбе родителей (одного из родителей) выдавался документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (справка о рождении по форме N 26).
Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала", введенным в действие с момента опубликования (2 августа 2010 года), в данную статью внесено изменение, устраняющее запрет выдавать в таком случае свидетельство о рождении ребенка, а также предусмотрено, что родители (один из родителей), чьи дети умерли на первой неделе жизни начиная со дня вступления в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (пункт 1 статьи 3, пункт 3 статьи 4).
Несмотря на то, что в настоящее время у истицы имеется возможность получить свидетельство о рождении ребенка, умершего в 2006 году, с тем, чтобы представить его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки и выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, суд учитывает то обстоятельство, что истица обращалась к ответчику с заявлением до вышеуказанных изменений в законодательстве РФ.
Анализируя приведенные нормы материального права, а также собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что истица, фактически родив двоих детей, приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка и факт его смерти на первой неделе жизни, по мнению суда, не относится к обстоятельству, препятствующему в получении сертификата в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
В силу п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года за № 873 заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.
В ходе судебного разбирательства факт рождения у истицы двоих детей, факт обращения к ответчику с заявлением - подтверждены, в силу чего заявленные требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению, истица имеет право на получение государственного сертификата на материнский капитал с момента первого обращения – с 16 июня 2009 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Касьяненко Елены Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал удовлетворить.
Признать за Касьяновой Елены Сергеевны право на получение государственного сертификата на материнский капитал с 16 июня 2009 года. Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Читы.
Судья ЦОКТОЕВА О.В.