взыскание денежных средств на приобретение жилого помещения



Дело № 2-4600-2010

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 сентября 2010 года город Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Иванец С.В.,

при секретаре судебного заседания Уховой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фалеевой Ирины Евгеньевны к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края о включении периода работы в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии,

установил:

Фалеева И.Е. обратилась в суд с названными требованиями, ссылаясь на то, что решением заместителя начальника управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите от 20.05.2010 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях». Период работы с 23.02.1979 по 02.10.1981 (2 года 7 месяцев 9 дней) в должности старшей пионервожатой не засчитан в специальный трудовой стаж. Истица не согласна с заключением пенсионного органа и просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» время её работы в должности старшей пионерской вожатой в школе № 78 города Горький с 23.02.1979 по 02.10.1981. Решение заместителя начальника управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края от 20.05.2010 в части отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 признать незаконным

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, дав объяснения аналогичные доводам иска.

Представитель государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края Шахраева В.И., представив письменные возражения, просила отказать в удовлетворении требований.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом(часть 2).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Согласно пункту 2 статьи "списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Пункт 3 Правил утверждает, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ № 781.

Пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 определил, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Судом установлено, что Фалеева И.Е. 30 марта 2010 года обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из трудовой книжки истицы усматривается: что в период с 23.02.1979 по 02.10.1981 она работала в должности старшей пионерской вожатой в школе № 78 города Горький.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены в п. 1.1. среди общеобразовательных учреждений «школы всех наименований».

В разделе «Наименование должностей» Списка № 781 от 29.10.2002 не предусмотрена должность – «старшая пионервожатая». Однако, ранее в период ее работы указанная должность давала право на льготное пенсионное обеспечение.

Так, в соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, как усматривается из трудовой книжки истицы, работая в должности старшей пионервожатой, она имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать законно возникшее право.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы истицы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени моего обращения за назначением пенсии и времени возникновения у меня права на досрочное назначение пенсии по старости

Согласно заявлению, на день обращения 30.03.2010 за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный педагогический стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, составил 22 года 7 месяцев 13 дней, что составляет менее 25 лет определенных Законом как необходимых для назначения указанного вида пенсии.

Согласно данных о страховом стаже истицы(л.д._____) в специальный стаж истицы не засчитан период её работы в должности старшей пионервожатой:

- с 23.02.1979 по 02.10.1981 – всего 2 года 7 месяцев 10 дней, который подлежит зачету в специальный стаж и при имеющемся специальном стаже в 22 года 7 месяцев 13 дней, специальный стаж истицы составит 25 лет 4 месяца 23 дня, что достаточно для досрочного назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39, часть 1).

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.

В силу ст. 19 названного Федерального закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Оценив все выше установленные, в ходе судебного разбирательства, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истица фактически обладала правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при обращении с заявлением о назначении такой пенсии в пенсионный орган 30 марта 2010 года.

Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости согласно пп.10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ должна быть назначена с даты обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии с 30 марта 2010 года, поскольку ст. 19 того же Закона гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение. В связи с этим решение заместителя начальника управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края от 20.05.2010 в части отказа Фалеевой И.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 нельзя признать законным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Фалеевой Ирины Евгеньевны удовлетворить.

Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» время работы Фалеевой Ирины Евгеньевны в должности старшей пионерской вожатой в школе № 78 города Горький с 23.02.1979 по 02.10.1981.

Решение заместителя начальника управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чите Забайкальского края от 20.05.2010 в части отказа Фалеевой И.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья С.В. Иванец

-32300: transport error - HTTP status code was not 200