Дело № 2-4317-2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2010г. Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Коевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Казанцевой Елены Николаевны к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Казанцевой Елены Николаевны, мотивируя следующим. Казанцева Е.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Читинского районного суда г. Читы мать Казанцевой Е.Н. лишена родительских прав, отец отбывал наказание в местах лишения свободы, впоследствии умер. Постановлением Главы муниципального образования «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Казанцева Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, устроена в детское государственное учреждение и закреплено право на жилье по адресу: <адрес>. Однако, как следует из акта сохранности жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ квартира, закрепленная за Казанцевой Е.Н., к проживанию не пригодна. Постановлением главы администрации сельского поселения «Леснинское» № от ДД.ММ.ГГГГ Казанцева Е.Н. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В 2007 году Казанцева Е.Н. выпустилась из ГОУ «Колочнинский детский дом». В июне 2010 г. оканчивает ГОУ НПО ПУ №. В настоящее время проживает в гражданском браке, имеет несовершеннолетнего ребенка. Просил обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Казанцевой Е.Н. вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в Читинском районе, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, а также обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обеспечить надлежащее финансирование по приобретению жилого помещения для истца.
В судебном заседании Казанцева Е.Н., прокурор Читинского района г. Читы Рыбакова О.С., исковые требования уточнили, просили предоставить Казанцевой Е.Н. с учетом ее несовершеннолетнего ребенка, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры площадью 28 кв.м., отвечающей санитарным и техническим нормам в Читинском районе. Остальные требования поддержали в полном объеме. Суду пояснили, что в настоящее время Казанцева Е.Н. зарегистрирована с ребенком в предоставленной ей администрацией городского поселения «Яблоновское» неблагоустроенной квартире, непригодной для проживания по адресу: <адрес>. Казанцева Е.Н. проживает временно по адресу: <адрес> у знакомой. Просили исковые требования удовлетворить.
Ответчик администрация муниципального района «Читинский район», надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя не направил, причины неявки суду не известны.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Правительства Забайкальского края, Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, на Забайкальский край как субъект Российской федерации возложены только расходные обязательства по предоставлению дополнительных гарантий, в том числе по обеспечению жильем, указанным лицам. С указанной целью администрации городского округа «город Чита» ежегодно предоставляются субвенции в соответствии с предоставляемыми администрацией городского округа «город Чита» сведениями о количестве лиц данной категории. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, а следовательно является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края, Филипенко Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал доводы представителя Правительства Забайкальского края, суду пояснил, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Кроме того, Казанцева Е.Н. имеет закрепленное за ней жилое помещение, в связи с чем, она вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Также, поскольку совершеннолетие у Казанцевой Е.Н. наступило ДД.ММ.ГГГГ, следовательно с иском о понуждении органа местного самоуправления предоставить ей в Читинском районе жилое помещение по договору социального найма самостоятельно могла обратиться в суд до ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, поскольку Казанцева Е.Н. поставлена на учет детей-сирот для предоставления жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, просит применить срок исковой давности, в удовлетворении иска отказать.
Глава администрации городского поселения «Яблоновское», привлеченной в ходе судебного разбирательства по делу в качестве третьего лица, Коноплева С.С., суду пояснила, что Казанцева Е.Н. была зарегистрирована по указанному адресу по ее просьбе, поскольку ей было необходимо на тот момент встать на учет по беременности и родам. Казанцева Е.Н. была зарегистрирована в непригодном для проживания жилом помещении.
Выслушав доводы сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, истица Казанцева Е.Н. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. За несовершеннолетней Казанцевой Е.Н. сохранена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Однако согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения «Леснинское», в ходе обследования сохранности жилого помещения, закрепленного за Казанцевой Е.Н., установлено, что указанная квартира непригодна для проживания, возможности обеспечить сохранность квартиры не было.
На основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, Казанцевой Е.Н. была выделена освободившаяся квартира по адресу: <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение администрацией городского поселения «Яблоновское» с ней заключен договор социального найма.
В судебном заседании установлено и подтверждается показаниями свидетеля ФИО9, данное жилое помещение - неблагоустроенная квартира в <адрес> требует капитального ремонта, находится в аварийном состоянии, непригодная для проживания (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), в с вязи с чем, комиссия пришла к выводу о необходимости выделения Казанцевой Е.Н. другой жилой площади, пригодной для проживания. Указанный факт ответчиками не оспорен.
Постановлением администрации сельского поселения «Леснинское» муниципального района «Читинский район» Забайкальского края Казанцева Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как оставшаяся без попечения родителей, поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на очередное (внеочередное) предоставление жилого помещения, имеет учетный номер №.
Соответственно, Казанцева Е.Н. в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилого помещения, пригодного для проживания, в связи с чем, и была поставлена администрацией сельского поселения на учет.
В силу п.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. То обстоятельство, что истица, поставленная на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье, до достижения ею совершеннолетнего возраста, до сих пор жильем не обеспечена, ответчиками не оспаривается.
Достижение истицей в настоящее время возраста 23 лет не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено своевременно по вине государственных органов..
В силу ст. 5 Федерального Закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании срока службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после их возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту их жительства.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляется вне очереди по договору социального найма.
Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.
Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Казанцевой Е.Н., в чью обязанность входит обеспечение ее жилым помещением, является администрация муниципального района «Читинский район».
Эта обязанность, в том числе, подтверждается фактом принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, обязанность предоставить Казанцевой Е.Н. жилое помещение надлежит возложить на администрацию муниципального района «Читинский район».
Недостаточность финансирования, не позволяющая приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не может быть принята судом как доказательство наличия обстоятельств, освобождающих орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.
Согласно Решению Думы городского округа «город Чита» № 185 от 10.11.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «город Чита», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека составляет не менее 25 кв.м.
Исковые требования Казанцевой Е.Н. в части увеличения площади предоставляемого жилья, включив ее несовершеннолетнего сына, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку гарантии по обеспечению жильем, предусмотренные законодательно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяются на членов семей лиц вышеназванной категории.
Доводы ответчика об утрате истцом права на получение жилья в связи с достижением возраста, пропуском срока исковой давности суд находит несостоятельными по указанным выше основаниям.
Таким образом, Казанцева Е.Н. должна быть обеспечена жилым помещением, отвечающим благоустройству применительно к данному населенному пункту, общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Читинского района в интересах Казанцевой Елены Николаевны удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Казанцевой Елене Николаевне жилое помещение на территории Читинского района Забайкальского края на условиях социального найма, площадью не менее 25 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к населенному пункту, в котором расположено жилое помещение.
В удовлетворении требований Казанцевой Е.Н. о предоставлении жилой площади с учетом несовершеннолетнего ребенка отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.
Судья: В.Н. Новиков